Виды обучения

В практике работы образовательных учреждений сло­жились относительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения. Вид обучения — это обобщен­ная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе (содержательная сущность педагогических технологий -будет рассмотрена в лекции «Пе­дагогические технологии обучения»). Различают следующие виды обучения; объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристи­ческое, личностно-ориентированное, компьютерное, модуль­ное, дистанционное, межпредметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сооб­щающее, обычное) — обучение, при котором обучающий, Как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Догматическое — обучение, построенное на принятии иформации без доказательств, на веру.

Проблемное — обучение, при котором под руководством ^ Ухающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем. При


этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно зна­чимые качества.

Развивающее — обучение, обеспечивающее оптималь­ное развитие учащихся, при котором ведущая роль отво­дится теоретическим знаниям. При этом обучение строит­ся в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.

Эвристическое — обучение, базирующееся на основных принципах проблемного и развивающего обучения, кото­рое предполагает успешность развития ученика за счет по­строения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное — обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направле­ны на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное — обучение, основывающееся на про­граммировании обучающей и учебной деятельности, воп­лощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.

Модульное — обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной формации — модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное — обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телеком­муникаций.

Межпредметное — обучение, основывающееся на изу­чении интегрированных учебных предметов, построенный на реализации межпредметных и внутрипредметных свя­зей в смежных областях познания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: