К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:
• великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;
• перенос симпатии или антипатии с ученика на (отметку);
• оценка по настроению;
• отсутствие твердых критериев (за слабые ответы подаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
• центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);
• неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);
• близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);
• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех
учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
|
|
• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
• завышение или занижение отметок; и др.
Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.
Тема 11. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ