Обзор педагогических технологий обучения

Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репро­дуктивном уровне.

Это древний вид технологии, распространенный и в на­стоящее время (особенно в средней школе). Суть его состо­ит в обучении по схеме: изучение нового — закрепле­ние — контроль — оценка. В основе технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности и передавать его ученику. При этом главны­ми методами обучения являются объяснение в сочетании с наглядностью, ведущими видами деятельности учащих­ся — слушание и запоминание, главным требованием и ос­новным критерием эффективности — безошибочное вос­произведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного ма­териала, обеспечивает достаточно эффективное управле­ние образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения зна­ний. Вместе с тем традиционная технология имеет и опре­деленные недостатки — она располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциация учебного процесса, а также слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

Технология развивающего обучения из всех существу­ющих отечественных технологий обучения является одной


из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие вы­дающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

Л.С. Выготский доказал, что педагогика должна ориен­тироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детско­го развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Смысл поня­тия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать учеб­ные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами. До Л.С. Выготского счита­лось, что развитие ребенка, в частности развитие интел­лекта, идет вслед за обучением и воспитанием.

Л.В. Занкову удалось развернуть на базе обучения в на­чальных классах педагогический эксперимент, в основу ко­торого была положена идея о том, что можно ускорить раз­витие школьников за счет повышения эффективности обучения.

Реализация идеи потребовала разработки ряда новых дидактических принципов. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности. Такой принцип обучения характеризуется не повышением некой абстрактной «средней нормы трудности», а тем, что рас­крывает духовные силы ребенка, дает им простор и на­правление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьником не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то его развитие идет слабо.

Принцип обучения на высоком уровне трудности опре­деляет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако, не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

Л.В. Занков также утверждал, что в изучении программного материала следует идти вперед в быстром темпе. Непреднамеренное замедление, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности.


Параллельно технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их многочисленные ученики. Д.Б. Эльконин с учетом возраст­ных особенностей школьников обосновал системно-деятельностный подход к обучению.

К дидактическим идеям технологии развивающего обу­чения относится также идея стимулирования рефлексии уча­щихся в различных ситуациях учебной деятельности. Под рефлексией обучаемого понимается его осознание и осмыс­ление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности.

Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с про­цедурой самоконтроля и самооценки, им в обучении, со­гласно технологии развивающего обучения, также придает­ся очень большое значение.

Идеи развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд по­ложений этой технологии остается дискуссионным. Иссле­дования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характерис­тиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса ускоренном темпе. Поэтому нельзя обучать всех учеников быстро и на высо­ком уровне сложности.

Технология программированного обучения начала актив­но внедряться в образовательную практику с середины 1960-х гг. Согласно этой технологии основная цель обуче­ния состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков программированного обучения стояли американс­кие психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке данную технологию разраба­тывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Лында, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.

Технология программированного обучения — это тех­нология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной программе с помощью специаль­ных средств (программированного учебника, особых обу­чающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность учиться в соответствии с его ин­дивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).


Характерные черты технологии программированного обучения:

• разделение учебного материала на отдельные неболь­шие, легкоусваиваемые части;

• включение системы предписаний по последовательно­му выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;

• проверка усвоения каждой части;

• при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую часть материала и выполняет следующий шаг обучения;

• при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

• результаты выполнения контрольных заданий фикси­руются, становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя об­ратная связь).

Основное средство реализации технологии программи­рованного обучения — обучающая программа. Она пред­писывает последовательность действий по овладению оп­ределенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учеб­ника или других видов печатных пособий (безмашинное программированное обучение) или в виде программы, по­даваемой с помощью обучающей машины (машинное про­граммированное обучение). -

В основу обучающих программ заложены два принципа программирования: линейное и разветвленное.

При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно пере­ходит от одного этапа программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предписанные Шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе про­работки материала.

При использовании разветвленного принципа програм­мирования работа учеников, давших верные и неверные от­веты, дифференцируется. Если учащийся верно ответил, то Получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему этапу програм­мы. Если же учащийся ответил неверно, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вер-


нуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Принцип разветвленного программирования по сравне­нию с линейным позволяет в большей степени индивидуа­лизировать обучение. Ученик, дающий верные ответы, мо­жет быстрее продвигаться вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. Ученики, делаю­щие ошибки, продвигаются медленнее, но при этом чита­ют дополнительные пояснения и таким образом устраняют пробелы в знаниях.

Независимо от характера технологической системы про­граммированного обучения обучающая программа может быть представлена с помощью учебников или машин. Су­ществуют учебники с линейной и разветвленной структу­рами программирования материала.

Разными бывают и машины, предназначенные для пред­ставления запрограммированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактической функции, при этом различают:

• информационные машины, предназначенные для пе­редачи учащимся новой информации;

• машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;

• машины-репетиторы, предназначенные для повторе­ния с целью закрепления знаний;

• тренировочные машины, или тренажеры, используе­мые для формирования у учащихся необходимых практи­ческих умений, например печатания на машинке, алгорит­мизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т.п.

Принципиальной разницы между структурой програм­мированных учебников и программ к обучающим маши­нам нет. Основное отличие заключается лишь в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащегося и выдачи ему сообщения о степени правиль­ности его действий.

Технология проблемного обучения предполагает органи­зацию под руководством учителя самостоятельной поиско­вой деятельности учащихся по решению учебных проблем-В ходе их решения у обучаемых формируются новые зна­ния, умения и навыки, развиваются способности, познава­тельная активность, любознательность, эрудиция, творче­ское мышление и другие личностно значимые качества.


Фундаментальные работы, посвященные теории и прак­тике проблемного обучения, появились в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Большой вклад в разработку этой техно­логии внесли ученые Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Огонь и др.

Технология проблемного обучения в общем виде состо­ит в следующем: преподаватель не сообщает знания в гото­вом виде, а ставит перед учениками задачу (проблему), за­интересовывает их, пробуждает желание найти способ ее разрешения. А учащиеся при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, то есть строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, прово­дят эксперименты, наблюдения, анализируют их результа­ты, рассуждают, доказывают.

Проблемное обучение, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Его преимуще­ства: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и до­стижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному до­быванию знаний путем собственной творческой деятельно­сти, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затра­ты времени на достижение запланированных результатов, а также слабая управляемость познавательной деятельнос­тью учащихся.

Технология модульного обучения появилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и За­падной Европы в начале 1960-х гг. как альтернатива тради­ционному обучению. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабаты­вались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой.

Сущность данной технологии состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Состав модуля: целевой план действий, банк информа­ции, методическое руководство по достижению дидакти­ческих целей.


 

 


Содержание обучения при данной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных! блоках. Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения.

При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Школьник учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения! знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Возможно сочетание традиционной системы обучения с модульной. Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность.

Технология концентрированного обучения имеет в свое основе довольно известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология, начина от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и др.

Сторонники этой технологии считают, что при традиционной классно-урочной системе организации обучения, когда содержание материала в учебных программах и учебниках разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы, у учащихся слабо формируется система знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам. За счет затягивания изучен! проблемы у обучаемых теряется интерес к рассматриваемому материалу. Поскольку урок от урока отстоит далеко то полученная на одном занятии информация до следующего занятия большей частью забывается.

Постоянная смена предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью. На переключение с одного предмета на другой тратится много энергии, в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый урок — это новая доминанта для учащихся, новые требования со стороны педагогов, новое содержание материала, новые эмоциональные впечатления и т.д. Необходимо каждый раз


соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность.

Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки, в течение дня, недели сокра­щается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая технология максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями чело­веческого восприятия. Чтобы предупредить забывание ма­териала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т.е. необходимо на ка­кое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.

Технология дистанционного обучения — это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Учитывая территориальные особенности России и воз­растающие потребности качественного образования в ре­гионах, технология дистанционного обучения дает возмож­ность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистан­ционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалис­тов. Она открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные техноло­гии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим за­болеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном или печат­ном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.

Технология дает возможность учитывать индивидуаль­ные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может проходить учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. В этом несомненные преимущества технологии дистанцион­ного обучения.

Данная технология предполагает использование тради­ционных форм обучения (лекции, консультации, лабора­торные и контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности. Лекции ис­ключают живое общение с преподавателем. Для их записи


 

 


используются дискеты, СВ-диски и пр. Применение новей­ших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для их создания используются все возможности кинематографа: режиссура, сценарий, артистическое исполнение и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал (его: можно получить на дискете).

Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном овладении дисциплиной. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.

Лабораторные работы предназначены для практическо­го усвоения материала. В традиционнойобразовательной системе они требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мульти­медиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать учащимся явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще нереально. Использование со­временной техники дает возможность также проводить проверку результатов теоретического и практического ус­воения обучаемыми учебного материала.

Существуют и другие технологии обучения: разноуровневого обучения, полного усвоения, коллективного взаи­модействия, адаптивного обучения, проектного обучения, авторские технологии обучения (например, технология., В.Ф. Шаталова) и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: