Теоретические основы оценки надежности банка

Единства мнений относительно определения надежности банка нет у большинства ученых-экономистов. Поскольку все рейтинги, присваиваемые коммерческим банкам рассчитываются по уникальным методикам оценщиков, то получается – оценка банков экспертами носит субъективный характер

В энциклопедической литературе под надежностью понимают способность объектов, товаров сохранять требуемые свойства, безотказно действовать, выполнять предназначенные функции в течение заданного срока. В экономике надежность отражает устойчивость экономического, финансового субъекта, например банка, к политическим потрясениям и ошибкам, просчетам партнеров Надежность банка - способность банка на определенную дату выполнить свои обязательства перед клиентами, сотрудниками, владельцами и государством. Это форма проявления устойчивости.

Для оценки надежности деятельности банка могут быть использованы все абсолютные показатели, аналитические коэффициенты, экспертные оценки качества менеджмента, которые рассматриваются в динамике, так же исследуются структуры баланса, в целом, портфелей однородных групп активов и пассивов, организационно-управленческая структура. Также важна оценка изменений внешней среды банка.

Анализ внешней среды, воздействующей на банк, проводится по трем направлениям:

а) осуществляется учет общих для всех банков условий их функционирования (законодательных, нормативных, экономических);

б) для отдельных банков и их групп выявляются условия, определяющие специфические особенности их положения на финансовом рынке (банки- агенты правительства; банки, по которым государство выступает гарантом вкладов населения, и т.п.);

в) оценка деловой среды каждого банка (качественные характеристики реальных и потенциальных его клиентов, контрагентов, конкурентов).

Малейшие сомнения в надежности банка могут привести к снижению заинтересованности клиентов в сотрудничестве (отток ресурсов), снижению стоимости долговых обязательств банка (падению кредитного рейтинга), уменьшению лимитов в банках-контрагентах и т.п., т.е. можно говорить о присутствии риска.

Следует отметить, что надежность банка оценивается по большому числу факторов, которые характеризуют финансовое состояние банка и нефинансовые составляющие его работы.

Надежность представляет собой качественную дистанционную характеристику банка. Она используется надзорными органами, инвесторами банка, кредиторами, клиентами, широкой общественностью.

Категория надежности – это интегрированная характеристика финансового состояния банка. С понятием надежность тесно взаимосвязаны понятия кредитоспособность и устойчивость. Надежность можно рассматривать как форму проявления устойчивости. Устойчивость банковского сектора рассматривается Национальным банком Республики Беларусь как комплексное позитивное состояние, которое характеризуется развитием качественных параметров деятельности сектора в целом и отдельных его структурных составляющих во взаимодействии с интересами нефинансового сектора экономики:

- макроэкономическая среда;

- микроэкономическая среда.

Макроэкономическая среда включает совокупность факторов, которые воздействуют на устойчивое развитие банков. К ним относятся:

1) внешнеэкономическая стабильность;

2) изменения ВВП;

3) инфляционные ожидания;

4) доверие к банковской системе;

5) уровень жизни населения;

6) устойчивость национальной денежной единицы страны;

7) ценовая политика государства;

8) процентная политика Национального банка Республики Беларусь;

9) развитость фондового рынка;

10) динамика законодательной базы;

11) налоговая нагрузка на экономику;

12) мировое признание;

13) конкурентная среда.

Серьезное влияние на финансовую сферу оказывает фактор, выраженный инфляционными и девальвационными ожиданиями со стороны субъектов хозяйствования и населения.

В связи с приходом на белорусский рынок иностранного инвестора, интерес которого к банкам Республики Беларусь возрастает, особенно в части прямых инвестиций, отмечается усиление конкуренции в банковской сфере. Этот процесс обусловлен проведением агрессивной политики со стороны вновь открываемых банков с иностранными инвестициями по привлечению на обслуживание как физических, так и юридических лиц, активной рекламой своих услуг, предложением новых их видов (например, предоставление кредитов в крупных магазинах или через почтовые отделения). Большую гибкость вновь созданных банков в удовлетворении потребностей клиентов (особенно это касается вопросов ценовой политики и скорости обслуживания) можно обозначить с одной стороны как стимул к действию, а с другой стороны как внешнюю угрозу для субъектов давно существующих на рынке банковских услуг в части удержания своих позиций на рынке и поддержания своего устойчивого развития.

Таким образом, макроэкономическая среда функционирования банков в Республике Беларусь в целом благоприятная, с наметившимися положительными тенденциями, незначительными колебаниями, воплощающая устойчивость и надежность экономики в целом.

Микроэкономические условия устойчивости банков. Многообразие таких факторов можно объединить в три группы:

1) организационные факторы;

2) технологические факторы;

3) экономические факторы.

Первая группа определяется качеством управления и включает в себя: состояние банковского менеджмента, способность к инновациям, изменениям, перестройке; внутреннюю структуру управления, организацию филиальной сети, её оптимизация; состояние внутреннего контроля, развитость внутреннего аудита; эффективность системы управления банковскими рисками, их качественная оценка; операционную эффективность; маркетинговую стратегию; корпоративную культуру, квалификацию и дисциплинированность персонала; обеспечение информационной защищенности и безопасности.

Прежде всего необходимо провести поиск и оценку источников затрат, их тяжести для банка, а затем – анализ причин, источников потерь и необоснованных затрат в деятельности подразделений. На основании анализа причин и оценки стоимости потерь можно составить список мероприятий по устранению наиболее опасных для бизнеса источников потерь, а также определить пути повышения эффективности и результативности работы банка.

Вторая группа факторов включает в себя информационную и техническую оснащенность средствами автоматизации и вычислительной техники; наличие возможности и способности развития банковских технологий, соответствующих потребностям рынка в новых банковских продуктах; уровень использования современных банковских техноло­гий, который должны соответствовать современным требованиям.

В банках сложилась разнородная и устаревшая ИТ-среда, которая снижает гибкость банка и не позволяет своевременно внедрять новые прогрессивные технологии.

При всей важности первых двух групп микроэкономических факторов решающая роль принадлежит группе экономических факторов. Общее состояние устойчивости банка и всей банковской системы в первую очередь зависит от таких составляющих, как достаточность капитала, качество активов и пассивов, рентабельность и ликвидность.

Поскольку в мировой теории и практике отсутствует единая методика анализа надежности банка, то на наш взгляд комплексную оценку надежности банка можно провести на основе расчета системы показателей:

Блок анализа пруденциальных отчетов банка Блок анализа балансов банка, отчетов о прибыли и убытках и другой доступной информации
Показатели достаточности капитала Темпы роста статей баланса
Показатели ликвидности Структура баланса банка
Показатели банковских рисков Показатели ликвидности
Показатели использования собственных средств Показатели доходности и рентабельности

Наиболее сложной проблемой оценки надежности банка является оценка уровня и качества банковского менеджмента. Задача формализации этого критерия жизнеспособности банка является ключевой, но еще слабо разработанной. Качествоменеджментаопределяют экспертно, используя балльную систему оценок эффективности методов управления и контроля, состояния кадровой политики, принципов распределения ответственности и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: