Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология Живой организм». – М.: Дрофа, 2008. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе рабочих программ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко «Биология. Предметная линия «Сферы», М.: издательство «Просвещение», 2011.» и примерных программ по учебным предметам «Биология 5-9 классы. М.: издательство «Просвещение», 2011.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Стандарта примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класс «Живой организм», автора Н.И. Сонина. Она построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированной к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология Живой организм». – М.: Дрофа, 2008.

Цель: изучение многообразия живых организмов, особенностей их строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни; клетка, как основа всего живого; особенности взаимосвязей живых организмов; влияние человека на природу.

Задачи:

1) Освоить знания о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

2) Научиться применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

3) Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работ с различными источниками информации;

4) Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5) Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдению правил поведения в окружающей природе.

Программа рассчитана на 70 часов, включающая вопросы теоритической и практической подготовки учащихся и реализацию национально-регионального компонента.

Календарно-тематическое планирование по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.

Список лабораторных работ:

№1. Строение растительной клетки

№2. Строение животной клетки.

№ 3. Определение состава семян

№ 4. Ткани растительных организмов.

№ 5. Ткани животных организмов.

№ 10. Действие слюны на крахмал

№ 11: Дыхание растений и обнаружение продуктов дыхания

№ 12: Сравнение клеток крови человека и лягушки

№ 13: Строение кости

№ 14: Строение внешнего скелета речного рака

№ 15: Наблюдение за движением дождевого червя

№ 16: Рефлекторная деятельность

№ 17: Вегетативное размножение растений

№ 18: Прямое и непрямое развитие насекомых

№ 19: Определение всхожести семян

№ 20: Природное сообщество в Мошковском районе


2. Содержание программы:

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (24 ч)

Основные свойства живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение;

Химический состав клеток:

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Строение растительной и животной клеток.

Клетка – элементарная частица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы и их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа:

№1. Строение растительной клетки

№2. Строение животной клетки.

№ 3. Определение состава семян

Деление клетки.

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Ткани растений и животных:

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа:

№ 4. Ткани растительных организмов.

№ 5. Ткани животных организмов.

Органы и системы органов.

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые м цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа:

№ 6. Изучение органов цветкового растения.

№ 7. Строение побега.

№ 8. Строение цветка.

№ 9. Строение семян.

Растения и животные как целостные организмы.

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (34 ч).

Питание и пищеварение.

Сущность понятия «питание». Особенность питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал, опыта доказывающего образования крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Дыхание.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных.

Передвижение веществ в организме.

Передвижение веществ в растении и животных. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ у животных. Кровеносная система. Гемолимфа, кровь и составные части крови.

Выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделительные системы.

Обмен веществ и энергиии. Сущность и значение обмена веществ.

Опорные системы. Значение опорных систем у растений и животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система.

Движение как важнейшая особенность животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Нервная система. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции.

Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения: бесполое и половое. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок как орган полового размножения растений. Опыление. Образование плодов и семян.

Рост и развитие. Индивидуальное развитие. Условия прорастания семян у растений. Развитие зародыша у животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа:

№ 10. Действие слюны на крахмал

№ 11: Дыхание растений и обнаружение продуктов дыхания

№ 12: Сравнение клеток крови человека и лягушки

№ 13: Строение кости

№ 14: Строение внешнего скелета речного рака

№ 15: Наблюдение за движением дождевого червя

№ 16: Рефлекторная деятельность

№ 17: Вегетативное размножение растений

№ 18: Прямое и непрямое развитие насекомых

№ 19: Определение всхожести семян

Раздел 3. Организм и среда (3 ч)

Среда обитания. Факторы неживой и живой природы. Взаимодействие живых организмов.

Природа Новосибирской области (4 ч)

Растительные сообщества области. Охраняемые, редкие и исчезающие виды растений и животных. Экосистема и влияние на нее человека.

Лабораторная работа:

№ 20: Природное сообщество в районе Мошково



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: