Методические рекомендации
Для решения задач
по дисциплине «Статистика»
(в помощь студентам заочного отделения)
2005-2006 год
Пояснительная записка
При изучении курса «Статистика» и выполнении контрольной работы студентами заочного отделения возникают трудности, поэтому целью данного пособия является помощь студентам заочного отделения при решении практических задач.
- Прежде чем приступить к выполнению домашней контрольной работы вам следует изучить теоретический материал курса «Статистика».
- Для выполнения решения практических задач воспользуйтесь данными методическими рекомендациями, в которых представлена методика расчета относительных величин, средних величин, среднего квадратического отклонения; практика применения выборочного наблюдения; методика исчисления показателей, характеризующих тенденцию динамики; практика применения индексного метода. В данной разработке указана связь дисциплины «Статистика» с другими дисциплинами («Экономика», «АХД»).
Целями и задачами данного методического пособия является следующее:
Обучающая цель: на основе ранее изученного теоретического материала по дисциплине «Статистика» выработать навыки и умения решения практических задач по основным разделам курса.
Задача: продолжить закрепление умения и навыков по практическим расчетам и решению задач.
Развивающая цель: способствовать развитию умений и навыков расчета относительных, средних величин, показателей вариации, показателей, характеризующих тенденцию динамики, расчет индексов и анализ полученных данных.
Задача: развивать профессиональные навыки, умения по расчетам показателей, их анализу, развивать умение увязывать теорию с практикой.
Воспитательная цель: стимулировать потребность в формировании ответственности, в аккуратном оформлении контрольной работы, осуществление точных расчетов.
Задача: студент должен осознать и проявить при выполнении контрольной работы аккуратность в оформлении задач, точность в расчетах.
Методика расчета относительных величин
Таблица 1. Розничный товарооборот магазина «Продукты» за год.
Товарные группы | Товарооборот, т.р. | % выполнения плана | |
План | Факт | ||
Мясо и птица | 742,0 | 99,0 | |
Рыба, рыб. тов. | 643,0 | 109,0 | |
Кондитерские товары | 564,1 | 117,5 | |
Итого | 1949,1 | 107,1 |
Для решения данной задачи воспользуемся формулой:
Например, определим процент выполнения плана по отделу «Кондитерские изделия».
(Для определения процента выполнения плана товарооборота в целом по магазину, необходимо предварительно рассчитать товарооборот магазина (общий), т.е. сложить товарооборот всех товарных групп (по плану и фактически), а затем, используя вышеприведенную формулу, определить данный показатель).
Таблица 2. Структура розничного товарооборота магазина «Продукты» за год.
Кварталы | План, т.р. | Уд. вес, % | Факт, т.р. | Уд. вес, % |
23,7 | 24,0 | |||
22,8 | 22,8 | |||
26,3 | 26,3 | |||
27,2 | 29,9 | |||
Итого | 100,0 | 100,0 |
Для решения задачи воспользуемся формулой:
Предварительно определите общий (годовой) товарооборот (т/об 1 кв. + т/об 2 кв. + т/об 3 кв. + т/об 4 кв.).
Например: определим удельный вес, процент товарооборота 1 квартала в общем (годовом) товарообороте (по плану).
Таблица 3. Динамика розничного товарооборота магазина «Продукты» с 2000-2004
Годы | Розн. т/об, т.р. | Темпы роста, % | |
Базисные | Ценные | ||
100,0 | - | ||
120,6 | 120,6 | ||
142,2 | 117,9 | ||
147,1 | 103,5 | ||
173,5 | 118,0 |
Для расчетов темпов роста (базисных) воспользуемся формулой:
Например, для определения темпов роста (базисных) розничного товарооборота в 2001 году необходимо произвести следующий расчет:
Иногда в задачах нужно рассчитать не только процент выполнения плана розничного товарооборота, но и процент к прошлому году.
Например, Таблица 4. Розничный товарооборот магазина «Одежда».
Товарные группы | Факт. за прошлый год, т.р. | Отчетный год, т.р. | Процент выполнения плана, % | В процентах к прошлому году, % | |
План | Факт | ||||
Кондитерские товары | 100,9 | 128,3 | |||
Мясные товары | 104,8 | 129,7 | |||
Овощи, фрукты | 96,0 | 125,5 | |||
Итого | 100,8 | 128,0 |
Относительные величины используются при анализе розничного, оптового товарооборота, издержек обращения, показателей по труду, валового дохода, прибыли (при изучении дисциплины АФХД).