ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет
Земледелие
Методические указания по изучению дисциплины и подготовке курсовой работы
Красноярск 2011
Рецензент:
Халипский А.Н, канд. с.-х.. наук., доц. каф. растениеводства
Бекетова О.А.
Земледелие: метод. указания по изучению дисциплины и подготовке курсовой работы/ О.А. Бекетова, Л.А. Шурдесова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2011. – 57 с.
Методические указания содержат программу дисциплины, контрольные вопросы, рекомендации для написания курсовой работы, издаются впервые. Предназначены для студентов института агроэкологического менеджмента очного отделения, обучающихся по специальности 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение».
Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного аграрного университета
Красноярский государственный аграрный университет, 2011
ВВедение
Современное земледелие – это наука о наиболее рациональном, экономически, экологически и технологически обоснованном использовании земли, формировании высокоплодородных, с оптимальными параметрами (условиями) для возделывания культурных растений почв.
Основные задачи научного земледелия:
- обеспечить наиболее рациональное использование земельных, водных, растительных и других ресурсов и всего биоклиматического потенциала (солнечной энергии, тепла, осадков и т.д.).
- создавать наилучшие условия для поступательного устойчивого развития и высокой продуктивности растениеводства, а также других отраслей с.-х.);
-обеспечить успешное выполнение заказов государства по производству и продаже зерна и другой продукции;
-осуществлять интенсификацию (химизацию, мелиорацию, механизацию и т.д.), не нарушая экологию, органически вписываться в природные экосистемы, образуя с ними единую устойчивую и высокопродуктивную агроэкосистему;
-повышать плодородие почв и не допускать эрозионных процессов, химического и другого загрязнения с/х угодий, водных источников и производимой продукции;
-тщательно экономически обосновывать и обеспечивать максимальное производство высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств, базироваться на самых прогрессивных формах использования земли и организации труда.
Учение о плодородии почвы, его расширенном воспроизводстве и сохранении – основа получения высоких, устойчивых урожаев
Земледелие как наука основывается на новейших достижениях таких важнейших фундаментальных научных дисциплин, как почвоведение, агрометеорология, землеустройство, биотехнология, микробиология, механизация, растениеводство, биохимия, агрофизика, ботаника, физиология растений и др.
Содержание дисциплины земледелие разработано в соответствии с ГОС ВПО по направлению «Агрономия» и примерной программой, рекомендованной Минобразованием России для подготовки дипломированных бакалавров по направлению 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение»
Приступая к самостоятельному изучению курса «Земледелие» по рекомендованной литературе, студент должен обратить особое внимание на усвоение теоретических основ земледелия, уяснить место курса среди других дисциплин.
Цель преподавания дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков по научным и технологическим основам современного земледелия.
Задачи изучения дисциплины:
- изучение научных основ земледелия;
- биологии и экологии сорных растений и мер борьбы с ними;
- научных основ и организации севооборотов;
- агрофизических основ и систем обработки почвы;
- агротехнических основ защиты земель от эрозии и дефляции;
- истории развития и региональных особенностей систем земледелия.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление об истории развития земледелия и региональных особенностях систем земледелия;
- знать факторы жизни растений и законы земледелия; водный, воздушный, тепловой и питательный режимы почвы и приемы их оптимизации; биологические, агрофизические, агрохимические показатели плодородия почвы и пути его воспроизводства; биологические особенности, классификацию сорных растений и меры борьбы с ними; научные основы севооборотов, принципы построения схем севооборотов и их классификацию, введение, освоение, агротехническую и экономическую оценку севооборотов; задачи, технологические операции и приемы обработки почвы, принципы разработки системы обработки в севообороте, технологии обработки почвы под различные культуры в зависимости от агроландшафтных условий, контроль качества обработки почвы; научные основы защиты почвы от эрозии и дефляции, системы почвозащитной обработки почвы, особенности использования рекультивируемых земель;
- уметь оценивать влияние технологических приемов на агрофизические показатели плодородия почвы; распознавать сорные растения по морфологическим признакам, семенам и всходам, составлять карты засоренности полей севооборотов, разрабатывать технологии защиты сельскохозяйственных культур от сорняков и производить расчет потребности в гербицидах; составлять схемы чередования культур в севообороте, план освоения и ротационные таблицы севооборотов, оценить продуктивность севооборотов; разрабатывать технологии обработки почвы под культуры, систему обработки почвы в севообороте, проводить органолептическую и количественную оценку качества полевых работ; составлять технологические схемы почвозащитных севооборотов и обработки почв для эрозионно-опасных земель.
Студенты 3 курса института агроэкологического менеджмента очного отделения, обучающиеся по специальности 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение», изучают дисциплину «Земледелие» в 5 семестре, в этом семестре выполняют курсовую работу, которую сдают на проверку и защищают до сессии, в этом же семестре сдают экзамен.
Весь материал дисциплины «Земледелие» распределен на 5 дисциплинарных модулей:
1. научные основы земледелия;
2. севообороты;
3. сорные растения и меры борьбы с ними;
4. обработка почвы;
5. агротехнические основы защиты земель от эрозии. Системы земледелия.
Для успешного освоения учебного материала студентам очного отделения рекомендуем самостоятельно проработать основные теоретические положения изучаемой дисциплины. С этой целью следует изучить предлагаемые ниже вопросы, используя учебную литературу. Целесообразно это сделать, прежде чем приступите к выполнению курсовой работы.
Контрольные вопросы