1. Кризис -(др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.[3]
Причины возникновения кризисных ситуаций:
- изменения во внешней среде;
-переходный период в развитии самого предприятия;
-внедрение инноваций;
-системный кризис предприятия.
2. Некоторые виды кризисов представлены в таблице 6.
Таблица 6
Классификации кризисов
Классификационная группа | Вид кризиса | Сущность кризиса |
По масштабам проявления | Общий | Охватывает всю социально-экономическую систему; |
Локальный | Охватывают лишь часть социально-экономической системы; может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, в случае отсутствия управления кризисными ситуациями, или отсутствия мер локализации кризиса и снижения его остроты; | |
По проблематике кризиса | Микрокризис | Захватывает только отдельную проблему или группу проблем; может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, в случае отсутствия управления кризисными ситуациями, или отсутствия мер локализации кризиса и снижения его остроты; |
Макрокризис | Затрагивает обширную часть социально-экономической системы, присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики; | |
По структуре отношений в социально-экономической системе | Экономический (финансовый) | Отражает острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. Представляет собой кризис производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризис неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Характеризует противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы; |
Социальный | Возникает при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др; | |
Организационный | Проявляется как кризис разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм; | |
Психологический (кризис психологического состояния человека) | Проявляется в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением; | |
Технологический | Возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях; | |
По непосредственным причинам | Природный | Возникает как следствие природных условий жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения; |
Общественный | Возникает в результате влияния общественных отношений во всех видах их проявления; | |
Экологический | Возникает при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека: истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия; | |
По глубине охвата | Глубокий (острый) | Часто приводит к разрушению различных структур социально-экономической системы. Протекает сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок; |
Легкий (мягкий) | Протекает последовательно и безболезненно. Его можно предвидеть, им легче управлять; | |
По продолжительности | Затяжной | Проходит болезненно и сложно. Часто является следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. |
Кратковременный | Проходит не так болезненно, как затяжной кризис и затрагивает лишь одну проблему; | |
По вероятности возникновения | Предсказуемый (закономерный) | Возникновение этого кризиса можно прогнозировать, может возникнуть в результате потребности реструктуризации производства, изменения структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса; |
Неожиданный (случайный) | Неожиданный кризис, часто бывает результатом или грубых ошибок в управлении, или природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов; | |
По степени проникновения | Скрытый (латентный) | Протекает относительно незаметно и поэтому наиболее опасен; |
Явный | Протекает заметно и легко обнаруживается. |
3.Антикризисное управление - комплекс управленческих мероприятий, направленных на:
|
|
|
|
-недопущение возникновения рисков, ведущих к дисфункции системы управления и ее ключевых элементов, в системообразующих направлениях деятельности предприятия;
-минимизацию негативного влияния внешней среды;
-уход и/или минимизацию потерь в ситуации реструктуризации и /или реорганизации предприятия;
-минимизацию потерь при наступлении кризисной ситуации;
-максимизацию положительных эффектов (санацию, спасение активов) в ситуации банкротства.
4. Механизм антикризисного управления разрабатывается в зависимости от ситуации, в которой оказывается предприятие. Действие/функционирование данного механизма, как правило, прописывается в программе, руководстве и планах по антикризисному управлению.
Механизм антикризисного управления включает в себя следующие компоненты:
-цель, задачи антикризисного управления;
-функции управления (мониторинг и диагностика, оценка и анализ рискогенности и рисков внешней и внутренней среды предприятия, развитие и обучение персонала, оценка ликвидности активов, оценка финансово-экономической устойчивости, разработка программы и плана антикризисных мероприятий, разработка системы показателей контроля состояния предприятия (при и после проведения антикризисных мероприятий));
-стратегия и тактика антикризисного управления;
-буферный механизм (финансовый, управленческий (менеджеры предприятия), кадровый – в первую очередь; технологии, конкурентные преимущества – во вторую очередь).
Антикризисный менеджмент должен начинаться с построения системы, включающей качественно-количественный анализ различных ухудшающихся показателей, сигнализирующих о приближении возможного кризиса.
|
|
5. Выделяют следующие этапы антикризисного менеджмента:
1. Проведение комплексной диагностики хозяйственной и
финансовой деятельности предприятия. Для этого создается рабочая группа, в которую включаются специалисты, представители руководства и акционеры, а также консультанты – аналитики и эксперты в сфере финансов и права. Данная рабочая группа собирает и анализирует данные за последние 3-5 лет существования компании;
2. Тактическое планирование - разработка плана по выводу
предприятия из кризисной ситуации. В тактический план могут быть включены такие меры, как сокращение расходов, реализация непрофильных активов, закрытие филиалов и подразделений, сокращение производства или сбыта, повышение отпускных цен, получение кредитов, укрепление трудовой дисциплины, изыскание внутренних резервов, привлечение специалистов для проведения маркетинговых исследований и так далее;
3. Реализация плана. На предприятии проводятся
запланированные антикризисные мероприятия, ситуация постоянно мониторится, анализируется и контролируется, вносятся своевременные коррективы;
4. Оценка проведенных мероприятий, анализ выполненных работ по
стабилизации и нормализации ситуации, выводу предприятия из кризиса.
Ресурсами антикризисного управления являются в первую очередь информационные ресурсы, благодаря которым можно предотвратить кризисную ситуацию или же быстро выйти из кризиса. Человеческие ресурсы в особенности квалифицированный персонал способен положительно повлиять на возникающую кризисную ситуацию. Также следует отметить тот факт, что без наличия финансового ресурса невозможно осуществить санирующие меры на предприятии.
Субъектами антикризисного управления являются:
· собственник предприятия, который самостоятельно реализует основные задания и функции антикризисного управления без привлечения соответствующих специалистов;
|
|
· экономист – финансист, когда главное внимание уделяется финансовым вопросам антикризисного управления;
· антикризисный менеджер предприятия, который специализируется только на антикризисном управлении;
· антикризисный менеджер консалтинговой фирмы, который привлекается на предприятие на оплачиваемой основе для реализации заданий антикризисного управления;
· специалист агентства по вопросам банкротства государственных органов, который осуществляет работу по антикризисному управлению;
· арбитражный управляющий, утверждённый постановлением суда в случае возбуждения дела о банкротстве предприятия.