Развитие высшей школы

Главное направление – демократизации социального состава студенчества. Август 1918г. декрет провозглашал право каждого человека, достигшего 16 лет независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания, стать слушателем вуза без предоставления документов об окончании школы. Экзамены и плата за обучение отменялась. Преимущество отдавалось лицам из среди пролетариата и беднейшего крест.

Но из за малограмотности в 1919г стали создаваться рабочие факультеты для подготовки к учебе в институте, в течении 3 лет они осваивали программу старших классов.

В дорев России – 91 вуз, к 1924г. – 244. Численность студентов со 125 тыс до более чем 200тыс.

Проблема: Идейная перестройка высшей школы. Большая часть профессоров была настроена антисоветски. Советское правительство приняло попытку обновить состав преподавателей. Октябрь 1918 отменены все научные степени звания, профессора и преподаватели избиралась по всероссийскому конкурсу. Конкурс 1919 не привел к радикальному изменению кадров в вузах.

В наступлении на профессуру власть опиралась на новое студенчество, выпускников рабфаков. Большевистки настроенные студенты включались в состав научных советов. Создавались объединения коммунистического студенчества для контроля над вузами. (постоянные конфликты мд старой профессурой и новой).

Март 1921 управление вузами осуществляет назначенными Наркомпросом лицами. это означает ликвидацию автономии. Выборы ректоров партийными инстанциями. Обеспечения лояльности. 1922 философский корабль –высылка видных профессоров, в основном гуманитарных наук.

Изменения в содержании образования. Гум. Науки переход на марксистскую основу. Ликвидированы юридические, историко – филологические фак. Гуманитарные дисциплины объединены в обществоведческий фак. 1921 введены новые дисциплины – исторический материализм, история пролетарской рев, полит. Строй РСФСР. Читали лекции по новым дисциплинам партийные работники – Бубнов, Крыленко, Красиков. Создавалась сеть спец. Учебных заведений для подготовки новых обществоведов – марксистов – коммунистические вузы, совпартшколы, во главе с Институтом красной профессуры основанным в 1921г.

Итоги перестройки высшей школы:

1. Отток квалифицированных специалистов – понижение уровня образования

2. Огромные материальные трудности. Сократились расходы на обучение.

Для подготовки технических кадров использовали спец. Учебные заведения и краткосрочные курсы.

Индустриализация. Форсирование развития высшего образования. За 1 пятилетку число вузов увеличилось более чем в 5 раз с 94 до 498. Рост происходил административным путем за счет техникумов в вузы, политехнические вузы делились на несколько отраслей. Чтобы приблизить обучение к производству, руководство техническими вузами перешло промышленным и сх наркоматам. Вузы стали готовить специалистов узкого профиля в жатые сроки. Расширилась сеть рабфаков. Это повлекло понижение уровня знаний.

1932 восстановлено единое руководство высшей школой. Восстанавливались крупные вузы, традиционная система обучения, восстановлено изучение фундаментальных дисциплин, отменялись командировки мобилизации на учебу, снять социальные ограничения, восстановлены экзамены. 1934 восстановлены исторические фак.

Были открыты новые вузы, и даже в союзных республиках. Увеличился рост выпускников.

Литература и искусство.

В 20- е г. борьба различных течений и художественных объединений. В основе идейно – политические разногласия.

«Левые» последователи идей пролеткульта и «умеренные» отстаивавшие внеклассовую ценность искусства.

РАПП – российская ассоциация пролетарских писателей 1922. Носила классовый, пролетарский характер. Лучшие писатели Горький и Маяковский.

В ней были течения – «Кузница», «ЛЕФ – левый фронт искуства»

Умеренные – «Серапионовы братья», «Перевал». Защищали идею самоценности творчества, говорили об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости искусства.

Создание различных союзов – способ централизованного управления культурой.

1934 г. 1 всесоюзный съезд советских писателей (Гоголь).

Лит-ра проводник линии партии. Основной метод соц.реализм и простота и доступность для массового зрителя. Это привело к к утрате многих художественных достижений предшествующего времени и упрощению всех видов искусства.

1936 – 1938г. борьба с формализмом. Критике подверглись выдающиеся музыканты, худ, кинемот-фы, театральные деятели – Эйзенштейн, Мейерхольд, Пастернак, Бабель, Эренбург.

В литературе господствовала тема революции и ГВ.

Булгаков «Белая гвардия», Фадеев «Разгром», Шолохов «донские рассказы», «Тихий Дон»

Толстой «Хождение по мукам»,Ник. Островский «как закололась сталь», Булгаков «Дни Трубиных». М.Горький «Жизнь Клима Самгина»

Исторический роман. Толстой «Петр1», Чапыгин «Разин Степан»

Соц.фантастика: Булгаков «Собачье сердце», Замятин «Мы».

В 30 – г. поэзия оказалась под запретом (Есенин).

1920-1930г. расцвет советской детской литературы. Чуковский, Маршак, Михалков.

Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в русской эмиграции. Название происходит от сборника статей «Смена вех», изданного в 1921 г. в Праге, в котором были сформулированы основные идеи этого течения. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов, Ключников.

В сер. 20 г. они запрещены. Многие деятели этого течения уничтожены.

1920 – е золотой век советского театра. Лучшее средство пропаганды(т.к не требовало грамотности).Частым явлением стали массовые театральные праздники где участвовало много актеров и зрителей.

Борьба течений в театре «левое» МХАТ (Станиславский) и реалистического искусства Театрального октября (Мейерхольд). В. Э. Мейерхольд, хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакля. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован.

Ведущее место в театральной жизни занял МХАТ. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х гг. их насчитывалось более 70 по всей стране.

В музыке утвердилась Ассоциация пролетарских музыкантов(АПМ).Цель создание пролетарской музыки. Критика классической русской и зарубежной музыки. Развернули яростную борьбу с джазом (Леонид Утесов).

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами C. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др.

Сложился особый жанр массовая советская песня «Широка страна моя родная», «Катюша», «Три танкиста».

После революции и ГВ кино было в ужасном состоянии. Прекратился импорт кинопленки, кинопленки, страну покинули режиссеры. Кино было очень важно для пропаганды. Ленин говорил: «Из всех искусств для на важнейшим является кино».Делалось все для его восстановления. 1930 Гос-й институт кинематографии.

Поначалу средств хватало только на короткометражные фильмы. Создавались преимущественно только документальные фильмы о ГВ. Было 4 крупных кинобазы: в Москве, Петрограде, Киеве и Одессе. Возникли творческие союзы и объединения кинемотографистов, среди которых выделялась «Киноки» специализировавшаяся на хроникальном кино и «Фабрика эксцентричного актера» близкая к идеям Мейерхольда. Среди них были молодые советские реж. Вертов, Кулешов, Трауберг, Козинцев, Юткевич.

С 1922 г. рост отечественного кинематографа. Совтские кино получило междунароное признание. «Броненосец Потемкин» Эзенштейна признан в 1927г. лучшим фильмом на Всемирной выставке в Париже.

1930 появляется звуковое кино. Советские фильмы вытесняют зарубежные. Первое звуковое кино «Путевка в жизнь» Экко, «Одна» Козинцева.

В кино преобладала историко-революционная тема. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец Потемкин», «Александр Невский». «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган). «Чапаев» Гергий и Сергей Васильевы.

Особый жанр музыкальная комедия Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Кинолениниана – фильмы о Ленине. «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» Ромм.

Изобразительное искусство

В 1918г. разработан план монументальной пропаганды.По всей стране памятники Марксу, Марату, Робеспьеру. Разрушались памятники царей.

Особое место занимает политический плакат – мгновенно реакция на меняющиеся события, острота подачи материала, агитационная направленность, мог издаваться большим тиражом и общедоступен для восприятия населения.

Большинство плакатов было создано Моором, Дени, Маяковский, Апситом.

Наиболее знаменитые «Пролетарий всех стран, соединяйтесь», «Помоги», «Ты записался добровольцем». В 1930 г. плакаты были посвящены соц- му строительству.

В живописи главная тема революция и ГВ.

Рылов «В голубом просторе», Петрова – Водкина «1918 в Петрограде».

В 1920 г. в изобразительном искусстве было много различных течений, направлений, группировок.

АХРР (ассоциация худ-в революцинной России) в 1922 состояла из бывших передвижников, худ-ков старшего и среднего поколения. Для них было хар-но реалистическое отражение действительности. Ходили на фабрики и заводы, в красную Армию, что бы наблюдать за жизнью своих героев.

Бродский создал живописный цикл Ленинианы (Ленин на фоне Смольного, Ленин на фоне Кремля, Выступление Ленина на Путиловском заводе).

Митрофан Греков основоположник батального жанра в советском искусстве(Тачанка, В отрядах к Буденову, На Кубани)

АХРР негативно относился к авангардной живописи(Пикассо, Матисса).

Общество станковистов (ОСТ) в 1924-25г. Входили молодые выпускники первого советского худ-го вуза. Интересовались новыми явлениям в западной живописи, в частности Пикассо, выступали за освоение европейского художественного наследия. Главная их тема индустриализация, живопись советского города и массовый спорт. Представитель Дейнека «на стройке новых цехов», «Текстильщица»

Общество 4 искусства возникло в 1924-25г. Объединяло представителей живописи, графики, скульптуры и архитектуры. Главное в своей работе считали эстетическую, художественную сторону, были поклонниками французской школы. Яркий представитель Кузьма Петров – Водкин «После боя», «Тревога».

1927 Общество Московских художников (ОМХ) – Кончаловский, Машков, Фальк, Осмеркин, Герасимов, Грабаль.

В 1920 –е г. развивается авангардизм. Малевич, Татлин, Родченко.

Левый фронт искусства (ЛЕФ) – сторонники свержения классической культуры прошлого, сторонники утверждения новых видов искусства фотографии и плаката.

В архитектуре преобладал КОНСТРУКТИВИЗМ. Для него характерна простота, утилитарность, стремление к мак. Функциональности сооружения, необычные формы, активно использовали новые материалы и технологии в строительстве. Представитель Константин Мельников(рабочие клубы), Щусев (мавзолей Ленина в виде пирамиды)

Идея коллективизма в обществе -> строятся дома – коммуны.

Борьба левых и реалистических течений. Закончилась победой реалистов.

В 1930г. усиливается контроль за изобразительным искусством. Появляется тенденция к унификации в рамках принципов социалистического реализма. Авангардные опыты были прерваны, борьба с формализмом.

Хар-й чертой 1930г стала монументальность, отражающая потребности формирующегося тоталитаризма. Появился архитектурный стиль наз. Сталинский ампир. Для него хар-на монументальность, помпезность, обилие различных декоративных элементов, колонны, скульптурные изображения, лепнина. В декоративном убранстве активно использовалась советская символика.

В этом стиле: Дом труда и Обороны, гостиница «Москва», станции метро.

Вера Игнатьевна Мухина «Рабочий и колхозница» - 25 метровая скульптура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: