Цель занятия: выработка навыков практического использования метода сценариев при принятии управленческих решений.
Ситуация 1. Менеджер рекламной газеты пришел к выводу, что в условиях ужесточившейся конкуренции среди газетных издательств необходимо разработать долгосрочную стратегию развития предприятия. С этой целью было проведено совещание, участники которого предложили три варианта развития фирмы:
1. расширить тематику газеты (включить в нее различные информационные материалы, программы передач, гороскопы, прогнозы погоды, кроссворды и т.д.);
2. объединиться с конкурирующим изданием, которое практически не печатает рекламных материалов;
3. создать рекламное агентство, для которого газета станет информационным вестником.
Результаты оценки этих вариантов по различным показателям таковы:
№ | Показатели | ||||||||||||||
Р1пес | Р1нв | Р1опт | Р2пес | Р2нв | Р2опт | Nпес, шт. | Nнв, шт. | Nопт, шт. | Ц, руб. | Мпес, мес. | Мнв, мес. | Мопт, мес. | S, руб. | З, руб | |
0,5 | 0,6 | 0,9 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | ||||||||||
0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,2 | 0,3 | 0,6 | ||||||||||
0,3 | 0,5 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,9 |
Примечани е. Р1пес - пессимистическая вероятность осуществления данного варианта; Р1нв — вероятность осуществления данного варианта (наиболее вероятная); Р1опт — оптимистическая вероятность осуществления данного варианта; Р2пес — пессимистическая вероятность коммерческого успеха; Р2нв — вероятность коммерческого успеха (наиболее вероятная); Р2опт — оптимистическая вероятность коммерческого успеха; Nпес - пессимистический годовой объем продаж; Nнв - наиболее вероятный годовой объем продаж; Nопт — оптимистический годовой объем продаж; Ц — цена единицы продукции; Мпес — пессимистический период устойчивого сбыта; Мнв — наиболее вероятный период устойчивого сбыта; Мопт — оптимистический период устойчивого сбыта; S — себестоимость единицы продукции; 3 — затраты, связанные с продвижением товара на рынок.
Ситуация 2. Руководитель одного из отделов крупного предприятия по производству мороженого постоянно выражал свое недовольство по поводу текущего состояния фирмы. Устав от постоянной критики, менеджер предложил руководителю отдела разработать рекомендации по развитию фирмы с помощью метода сценариев.
Через некоторое время руководитель отдела представил менеджеру результаты своей работы, где выдвинул следующие предложения:
1. расширить ассортимент продукции;
2. реорганизовать систему поставок;
3. изменить организационную структуру предприятия;
4. освоить новую технологию производства;
5. усилить контроль со стороны руководства.