Объяснение причины вопросов

Взрослому человеку всегда важно знать два главных вопроса «почему» и «зачем». И порой, если заранее на них не ответить, он начинает отвечать на них сам у себя в голове. И ответы могут быть не в вашу пользу. Озвучивайте причины и не давайте повода для их сочинения.

· Сейчас мы все видим, что происходит в экономике. В связи с этим, какие варианты оптимизации расходов на связь вы рассматриваете?

Предоставление вариантов ответов

Вопросы должны быть понятны для клиента и ему не должно быть сложно на них отвечать. Лучший способ с этой точки зрения предоставить на выбор 2-3 варианта ответа. Часто клиент отвечает третьим или четвертым вариантом, о котором вы даже не предполагали.

· Экономия в месяц на услугах связи вам интересна от 1000 долларов в месяц или больше?

Получение дополнительной информации о потребностях, критериях, ситуации и проблемах клиента

Наиболее интересными областями исследования клиента являются:

Потребности. Важно понимать, что сейчас ищет клиент для решения своих задач. Потребности сопровождают такие слова как «я ищу», «я хочу чтобы», «мне нужно» и т.д. Наличие таких критериев говорят об уже сформированной потребности

Критерии. Это краткое сконцентрированное выражение потребности. Критерии озвучиваются или в виде общих ценностных слов, например как «Качество», «надежность», «гибкость» или в виде максимально конкретных параметров. Например, «не более … тысяч рублей». Менеджеру порой важно понимать, какие именно потребности стоят за названными критериями. Можно использовать уточняющие вопросы; с чем связан именно такой выбор…», «…почему именно…?», «…что имеете ввиду, когда говорите о …?»

Ситуация. В каждый момент времени для нас что-то важнее другого. Например, успеть вовремя может быть важнее, чем позавтракать. Для менеджера так же важно отслеживать, что сейчас для его клиента является более приоритетным, что менее. С чем можно работать сейчас, а что требует времени и терпения, но может дать плоды позже.

Недовольство. Профессиональный продавец знает, что наличие недовольства, еще не означает готовности с ним что-то делать и желания исправлять положение вещей. Каждый раз, когда клиент рассказывает о проблеме проверьте, есть ли у клиента желание с ней что-то делать. Может помочь простой вопрос «Вы бы хотели исправить ситуацию и ….?» Если да, то возможность для работы в этом направлении сохраняется и нужно продолжать.

Важно быть внимательным и слышать о чем действительно сейчас говорит клиент. Например, на вопрос о потребностях, он может начать говорить о проблемах или критериях. Уточняйте и проясняйте информацию исходя из ответов клиента. Это непросто, но если вы понимаете важность этих действий, вы научитесь это делать. В конце концов это просто коммуникативный навык.

· Что для вас важно в...? · Что необходимо учитывать в первую очередь.…? · Какие критерии будут самыми важными…? · Что вам нравится в…?    
· Что вы хотели бы изменить в …? · Какие аспекты работы с поставщиками требуют изменений? · Что вы ожидаете от …? · Что хотелось бы улучшить в …?    
· Как обычно вы…? · Какие задачи стоят перед вашим отделом на сегодняшний день? · Как вы пришли к идее…? · Скажите, в связи с чем вы…?  
  · Как оцените вашего поставщика, например по 5-бальной шкале?

Техника постановки вопросов

Тип вопроса Для чего задавать Как его задавать Как применять
Закрытые вопросы предполагают однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо) или ответ «да» или «нет».   Использовать закрытые вопросы следует осторожно, так как заданные один за другим они производят впечатление допроса.   Если вы хотите получить лишь краткий однозначный ответ; Если вы имеете дело с исключительно неразговорчивым собеседником; Если вы хотите быстро проверить, правильно ли вы поняли слова своего собеседника. Вопрос, на который собеседник может, как правило, ответить только односложными "да" или "нет" Задавая закрытые вопросы, вы ничего не сможете узнать о побудительных мотивах и истинных потребностях партнера. Кроме того, вы рискуете получить отрицательный ответ, затрудняющий продолжение беседы. Например: - Уже работали по такой технологии? - Вы довольны?  
Открытые вопросы позволяют получить наибольшую информацию о клиенте, поскольку ответ формулирует сам собеседник.   Следите за тем, чтобы ваши открытые вопросы были просты для понимания клиента     Для начала разговора; Для перехода к последующим этапам делового разговора; Если вы хотите заставить собеседника подумать; Если вы хотите выяснить его интересы и позиции; Если вы хотите выяснить причины его сомнений и отказов. Открытые вопросы, как правило, начинаются с вопросительных слов: кто, что, где, когда, зачем, почему, сколько, кому, как, чем...?   Особенно важно их использовать в беседе на этапе выяснения потребностей и запросов клиента. Например: (примеры на следующей странице

Примеры открытых вопросов

· Кто? Что? Ка­ков? Ка­кой? За­чем? По­чему? Ка­ким образом? Для че­го? Где? В чем? Ког­да?

· Что вы ду­ма­ете по по­воду..............................................?

· Ска­жите, ка­кова при­чина, что вы.....................................?

· Как обыч­но вы..............................................................?

· Ка­ким об­ра­зом у вас про­ис­хо­дит……………………..?

· Что не­об­хо­димо учи­тывать в пер­вую оче­редь при состав­ле­нии па­кета ус­луг?

· Ка­кова при­чина, что вы ре­шили перей­ти на …………?

· В чем зак­лю­ча­ет­ся на­ша за­дача?

· Ка­ковы бу­дут даль­ней­шие ша­ги?

· Как вы от­но­ситесь к.....................................?

· Как вы приш­ли к идее..................................................?

· Что вы мо­жете по­лучить, ес­ли...........................?

· Что вы по­нима­ете под..........................?

· Что вы хо­тели бы из­ме­нить в.......................?

· Как ва­ши клиенты/сотрудники ре­аги­ру­ют на...............?

· Как вы в нас­то­ящее вре­мя..............................?

· Что вы де­ла­ете для то­го, что­бы обес­пе­чить.......................?

Тип вопроса Для чего задавать Как его задавать Как применять
Альтернативные вопросы - это вопросы на которые мы ожидаем получить ответ в виде выбора клиентом одного из вариантов, который мы обозначаем в самом вопросе. При подведении промежуточных итогов (договоренность об условиях проведения деловой встречи и т. д.); Для того чтобы побудить партнера к окончательному принятию решения о покупке; Альтернативный вопрос дает собеседнику возможность сделать выбор из двух (или более) предложений.   «Или», «Либо» При выдвижении предложений в альтернативном вопросе всегда следите за тем, чтобы партнер имел возможность выбрать наиболее выгодное, с его точки зрения.   Например: Больше интересует качество услуг или их стоимость?

Техника постановки вопросов СПИН

Термин SPIN (СПИН) предложен основателем Исследовательской группы Huthwaite Inc. Нилом Рекхэмом, и основывается на опыте продаж таких компаний, как IBM, Xerox, Honeywell.

На разработку метода «больших продаж» было потрачено более $ 1,5 млн., и можно утверждать, что не зря – недаром технология продаж SPIN (СПИН) активно используется (помимо упомянутых выше) в таких крупнейших компаниях, как Kodak, Motorola и других.

Так что же все-таки это такое?

1. Модель SPIN это ряд идей о том, как осуществлять большие продажи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: