Разысканные материалы по теме, разумеется, требуют точной фиксации. Исследователи нередко ведут библиографию и делают необходимые им конспекты и выписки из опубликованных и неопубликованных работ в тетрадях. Однако-по мере накопления материала поиск необходимого становится все труднее и труднее. Поэтому предпочтительнее вести библиографию и делать выписки на отдельных листах.
Описание книг, сборников, статей, найденных рукописных материалов удобнее вести на каталожных карточках (стандартный размер которых 12,5 X 7,5 см.). Например:
Коркосенко С.Г.
Основы журналистики.
Учебник.
М. Аспект-пресс. — 2001, 287 с.
На карточке важно зафиксировать библиотечный шифр или (для других документов) точный «адрес», по которому его можно найти.
При этом полезно на обороте карточки указать на разделы, важные для исследования, или вообще переписать оглавление работы. Так ведется «личная библиография», карточки распределяются по темам в конверты или ящички с разделителями.
Изучение «литературы вопроса» — это поиск необходимой исследователю информации, при котором редко прибегают к сплошному чтению «строка за строкой». Конечно, фундаментальные работы по теме требуют тщательного прочитывания, а возможно, на протяжении исследовании и перечитывания. Но большей частью необходимо только однократное выборочное
|
|
C\J
чтение. При этом — учитывая обилие источников — требуется формировать умение отбирать главные и вовремя «ставить точку».
Вести же выписки удобно на карточках в половину писчего листа. При этом указывается источник, а сама выписка должна быть точной цитатой. Сделанные купюры (сокращения) помечаются угловыми скобками <...>. При этом на одной карточке фиксируется только одно положение. А на свободном месте указывается тематическое поле, делаются необходимые пометки, причем важное выделяется цветом. Например:
Агатов М.И. Попытка возрождения цензуры на Украине// Журналистика в 2003 году... М., 2004. Часть 1, с. 4. «Цензура на Украине в последнее время принимает самые уродливые и изощренные формы <...> в 2003 году чиновники высокого ранга уже открыто вели борьбу с неугодными представителями прессы»
Но можно ли считать цензурой «антикритику», высказывания в адрес авторов, обращение в суд? Что же такое «цензура» в точном значении слова?
На таких же карточках записываются и собственные наблюдения, характеристики, вопросы, которые надо обдумать, словом, «собственные мысли» по теме. Совокупность таких карточек называют «кумулятивным конспектом», с которым много удобнее работать, подбирая по мере накопления в тематические блоки, составляющие различные досье. На заключительном этапе, будучи расположены в надлежащем системном порядке, карточки уже есть «предварительный конспект» всей работы, хотя, конечно, по ходу дела возникает нужда в пополнении, дополнительных пометах, перестановках и т.д.
|
|
«Бумажные технологии» работы исследователя имеют глубокие корни и сложившиеся приемы. Но при бурном развитии ИКТ и программного обеспечения постепенно совершается переход (пока — медленный) на ведение досье в электронном виде в современных ПК. Обращение к необходимым «записям» и подборка их по различным направлениям, в связи с нуждами исследователя, постепенно становится привычным и нетрудным для «грамотного» пользователя компьютерной техникой.
За определением объекта и предмета, изучением «литературы вопроса» по теме следует выдвижение проблемы исследования. Конечно, уже при определении темы проблема витала в мыслях исследователя, но еще неясно различимая. Теперь наступает очередь ее более четкого формулирования.