Определение источников эмпирической информации

Первая эмпирико-методологическая задача — определение источников фактической информации. Прежде всего подлежит оценке наличная (полу­ченная преимущественно из «литературы вопроса») эмпирическая информа­ция и, затем, определение источников, откуда можно «добирать» нужную ин­формацию. Надо ли заново обращаться к контенту уже описанных СМИ (например, в трехтомнике о «Современнике» или данным давно проведенных социологических исследований и т.д.)? Следует ли получать информацию исследователям современных СМИ об их контенте? А важно ли получить до­ступ к текущим архивам редакций? Нужно ли искать дополнительные сведе­ния о журналистах и жизни редакций в личных архивах, воспоминаниях и за­писках, «живых» беседах, статьях в общих и специальных изданиях, форумах и др. «публикациях» Интернета и т.д.? Могут ли что-то дать разыскания в го­сударственных архивах?..

Чтобы действовать уверенно, надо широко ориентироваться в источниках эмпирической информации выбранного предметно-проблемного поля. Не зазорно посоветоваться с коллегами, работающими в смежных областях, не лишней окажется умение догадываться, эмпирическая интуиция.

Где искать факты касательно, например, аудитории СМИ? Пусть это будут читатели «Отечественных записок» середины XIX века или «Известий» 60-х годов XX или посетители одного из сайтов интернета — сетевой газеты, фо­рума, конференции или персональной странички журналиста? В каждом слу­чае источники будут разными.

Объем аудитории «03» может быть получен из фиксируемого в разные годы издания тиража. Но это очень «грубое» знание — ведь кроме индивидуальных читателей и членов их семей номера журнала бывали и в различных заведени­ях (кофейнях, например, что зафиксировано в воспоминаниях), обращались среди посетителей салонов и т.д. Так что количество читателей было бо'льшим, чем тираж. А какое? И характеристика социального состава аудитории


представляет дополнительные трудности. В каких регионах и в каких кругах «03» привлекали внимание? Какие разделы больше, какие меньше? Это все трудные вопросы. И ответы на них надо искать в редакционных документах (а сохранились ли они?), в материалах цензурных комитетов, в письмах и вос­поминания современников, в откликах других изданий и т.д. И это, по-видимо­му, не все — нужна изобретательность исследователя в поисках источников сведений.

Относительно «Известий» на первое место, вероятно, выходят проведенные тогда социологические исследования. Но не обойтись и без официальных и не­официальных материалов того же типа, что и при изучении аудитории «03».

Аудиторию современных СМИ (в том числе интернетовских), кажется, изу­чить легче. Но и тут не надо обольщаться наличными подсчетами. Придется вести также самостоятельные разработки, в том числе социологического плана, через личные контакты и т.д., и трудностей придется встретить много.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: