Правовое регулирование взаимоотношений РФ и ЕС

История взаимоотношений Советского Союза и Европейских сообществ началась только с принятием 25 июня 1988 г. Совместной декларации об установлении официальных отношений между СЭВ и ЕЭС, в которой подчеркивалось взаимное стремление сторон "развивать сотрудничество в областях, относящихся к их компетенции и представляющих общий интерес". Декларация юридически оформила признание Сообществ государствами - членами СЭВ и самой организацией социалистических стран. Никаких серьезных мероприятий эти две организации совместно предпринять не успели в виду роспуска СЭВ в 1991 г.

Непосредственная юридическая база для развития отношений между СССР и Сообществами была создана в декабре 1989 г. с подписанием Соглашения между СССР и ЕЭС и Евратомом о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве.

Реализовать положения Соглашения 1989 г. полноценным образом не удалось ввиду распада в 1991 г. СССР. Россия получила признание Европейского сообщества и его государств-членов в качестве правопреемника СССР, что отразилось в Заявлении Сообщества и государств-членов от 23 декабря 1991 г. о будущем статусе России и других бывших советских республик. В указанном Заявлении подчеркивалось, что Сообщество "будет продолжать поддерживать дружеские отношения с Россией, принимая во внимание изменение ее конституционного статуса".

Отношения же между Российской Федерацией и образованным на базе Сообществ Европейским Союзом оказалось необходимым строить на новой основе, как это было констатировано в Совместной политической декларации о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом от 9 декабря 1993 г.

Отношения России и Европейского Союза, Европейского сообщества сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция). Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996 г. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств - членов Союза и сообществ.

Данное соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключенных совместно Сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на десять лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соглашение содержит преамбулу, 112 статей, десять приложений, два протокола, несколько совместных и односторонних заявлений и переписку.

Соглашение 1994 г. предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом на долгосрочную перспективу отдается построению тесных экономических отношений вплоть, как указано среди целей Соглашения (ст. 1), до создания зоны свободной торговли. Однако среди целей СПС, перечисленных в ст. 1, мы находим обеспечение соответствующих рамок для политического диалога сторон, поощрение устойчивого развития, укрепление политических и экономических свобод, поддержку усилий России по укреплению ее демократии, обеспечение основы для социального и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес.

СПС закладывает общие принципы сотрудничества РФ и Союза, такие как:

- уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г. (ст. 2);

- совместные усилия сторон для создания зоны свободной торговли между ними (ст. 3);

- построение торговых отношений на основе принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего вступления России в ВТО (ст. 4);

- постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуемой нации в торговых отношениях (ст. 5).

Отдельными разделами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предусматривается сотрудничество по предотвращению противоправной деятельности, культурное сотрудничество, а также финансовое сотрудничество. В настоящее время между Россией и Европейским Союзом ведутся переговоры по заключению нового базового соглашения - "Соглашения о стратегическом партнерстве". Этот документ должен был вступить в силу еще 1 декабря 2007 г., когда истек десятилетний срок действия СПС 1994 г. Однако ввиду противодействия ряда государств-членов (Польши, Литвы) подготовка нового базового соглашения неоднократно откладывалась.

До вступления в силу Соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом сохранит действие СПС 1994 г., которое ежегодно продлевается (пролонгируется) сторонами.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом 1994 г. заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, экономическим, культурным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1994 г. носит базовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. СПС имеет рамочный характер, так как многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких соглашений (например, ст. 21-22).

Первоначально на основе СПС было заключено шесть двусторонних соглашений. В их числе: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г., Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г. Опираясь также на положения СПС, 6 ноября 2003 г. в Риме было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол). Все это позволяет говорить о том, что сегодня на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом.

Процесс заключения двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом на основе СПС, несомненно, будет продолжаться. В частности, в 2006 г. были заключены соглашения "Об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза" и "О реадмиссии". Заключение новых специальных соглашений предусмотрено также "Дорожными картами" 2005 г. о создании между Россией и Союзом общих пространств.

На встрече в верхах "Россия - Европейский Союз", проходившей 10 мая 2005 г. в Москве, были подписаны программные документы о постепенном формировании между нашей страной и Союзом "общих пространств" в четырех важнейших сферах сотрудничества и взаимной интеграции. Документы получили название "Дорожные карты" (от англ. Road Maps).

Положения "Дорожных карт" 2005 г. в дальнейшем должны получить юридическое закрепление в новом базовом соглашении "О стратегическом партнерстве", а также в новых соглашениях между Россией и Союзом по специальным вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: