Противоправная мотивация

Рассмотренные выше внешние и внутренние условия способ­ствуют формированию делинквентного поведения. В то же время, описывая правонарушителя, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности 8 становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфиче­ской мотивации, выступающей непосредственной причиной про­тивоправного поведения. В.Н.Кудрявцев [11] говорит об антиоб-^Швенной ориентации личности. Другие авторы используют сход-Ь1е термины: криминогенная деформация личности, антиобществен-пя Установка, антисоциальная направленность, противоправная мо-ш. Данные термины обозначают систему наиболее устойчи-и доминирующих мотивов личности — внутренних побужде-потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений. Противоправная мотивация может иметь различные истоки, с Р^ы и степень выраженности. В.В.Лунеев [17] предлагает рас-атРивать следующие ведущие мотивации противо-


правных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгои­стическую, анархистско-индивидуалистическую, легкомысленно безответственную, трусливо малодушную.

А.И.Долгова [5] на примере подростков выделяет насильствен­ный и корыстный типы деформации личности. При на­сильственном типе имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути дела, является моралью преступника. Для них типичны групповой эго­изм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения. Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуаль­ный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ори­ентации, они полностью осознают противоправный характер сво­их действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запу­щенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов.

Противоправная мотивация, как устойчивая система домини­рующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) зна­ние законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) го­товность, умение и привычку действовать в соответствии с зако­нами и правилами. Очевидно, что нормальное социальное разви­тие предполагает процесс преобразования культурных (в том чис­ле правовых) норм в индивидуальные ценности. Преломленные через систему личностных смыслов правовые нормы в сочетании с волевой регуляцией обеспечивают такое качество личности, как законопослушание.

Н.Ф.Кузнецова [5] провела опрос с целью выявления моти­вации законопослушания взрослых людей (1984). Среди опрошенных 52,3 % отметили свою убежденность в полезности за­конов и порядка; 27,4 % — привычку соблюдать законы. Единич­ные ответы (от 4 до 1,5 %) — влияние примера других, страх утра­ты доверия окружающих, личный расчет, желание избежать осуж­дения. Только 0,9 % респондентов в качестве мотива законопо­слушного поведения отметили страх наказания. У молодых людей страх наказания более выражен: его назвали 7 % опрошенных. Од­нако в целом страх наказания не препятствует совершению пре­ступления. По данным исследования 2 тыс. заключенных лишь 4 % респондентов в момент совершения преступления задумывались о последующем наказании. Данные исследования показывают, что У преступников законопослушание в 5 —9 раз ниже, чем у нормаль­ных людей.


Таким образом, мотивация выполнения правил или их нару­шения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стрем­ление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвер­диться, стремление к комфорту или высокому социальному стату­су, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в крими­нальной среде), агрессия и садистические наклонности, следова­ние социальным стереотипам и традициям, потребность чувство­вать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необхо­димость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

В фильме «Леон» (1996) режиссер Люк Бессон противопостав­ляет две мотивационные линии делинквентного поведения.

Первая линия воплощена в образе Леона — «чистильщи­ка», честного киллера, изначально лишенного возможности вы­бора. Безграмотный эмигрант из Италии, Леон (Жан Рено), при­бывает в Америку без профессии и средств к существованию. «Доб­рый старый» Тони «помогает» Леону, используя его и предостав­ляя работу киллера. Леон не знает, что такое хотеть жить и любить жизнь. Он просто выживает в одиночку в жестоком мире. Он чест­но выполняет свою работу, строго соблюдая принцип — «только не женщин и детей». Случайное появление в его жизни девочки Матильды, потерявшей семью, возрождает в нем человеческую сущность — сострадание, заботу, любовь. Леон погибает в борьбе с истинными убийцами, защищая свою единственную любовь.

Вторая линия представлена героем Гарри Олдмана — пси­хопатом-полицейским, возглавляющим отдел по борьбе с нарко­тиками. Имея незаурядные личные качества, облеченный властью, он использует их для совершения изощренных преступлений. Един­ственный закон этой без сомнения делинквентной личности — беззаконие. Обладая многим, он способен получать истинное удо­вольствие только от одного — созерцания страха смерти на лице другого человека.

Очевидно, что, сталкиваясь с делинквентным поведением, мы прежде всего должны исследовать мотивы, за ним скрывающиеся.

В психоаналитических исследованиях, раскрывающих бессозна­тельную мотивацию, делинквентность рассматривается как след­ствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае ан­тисоциального поведения могут действовать следующие бессоз­нательные мотивы делинквентности [2, 15, 19, 30]:

— желания, требующие немедленного удовлетворения;

— переживание бессильного гнева, отчаяния — агрессии, ищу-
Щей разрядки;

— обида, требующая мщения;


 
 


зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

— недоверие и стремление сохранять дистанцию;

— фантазии величия и всемогущества.

С точки зрения личностной динамики А.Айхорн указывает на существование двух основных типов делинквенты о-сти:

пограничное невротическое состояние с симптомами антисоци­ального поведения; когда личность пребывает в состоянии внутрен­него конфликта и какая-то ее часть запрещает делинквентное по­ведение, вызывая чувство вины. При доминировании чувства вины делинквент ведет себя странно, например ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоб­лачения и часто попадается. Ему снятся кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возника­ет у преступников до совершения преступления. Здесь делинквент-ность возникает из-за желания индивида получить облегчение от давления супер-Эго;

антисоциальное поведение без признаков невроза. В этом случае конфликт «вынесен наружу» — это открытый конфликт с окруже­нием по причине ранней фрустрации либидных желаний.

Но бессознательная потребность в наказании [2, с. 145] и фик­сация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: