• Словения — 26-е место — между Южной Кореей и Брунеем;
• Хорватия — 45-е место — между Латвией и Аргентиной;
• Черногория — 64-е место между Малайзией и Сербией;
• Сербия — 65-е место между Черногорией и Македонией;
• Македония — 68-е место — между Сербией и Албанией;
• Босния и Герцеговина 75-е место между Маврикием и Турцией.
Углубилась экономическая дифференциация между уровнями
жизни бывших югославских республик. Если в 1976 г. доля Словении и Хорватии в консолидированном ВВП Югославии составляла 42,5%, то в 2005 г. суммированный ВВП этих государств уже составлял 66% общего ВВП остальных бывших союзных республик. И наоборот, суммированная доля Сербии, Черногории и Македонии уменьшилась с 45 до 29% (табл. 11.2).
Таблица 11.2. Население и динамика ВВП
Страна | Население, млн. человек, 2007 | ВВП, млрд. долл. США, по валютному курсу | ВВП на душу населения, тыс. долл. США, 2007 | ||
Словения | 2,0 | 17,0 | 35,1 | 57,0 | 28,5 |
Хорватия | 4,5 | 25,0 | 38,9 | 64,0 | 14,2 |
Македония | 2,1 | 4,5 | 5,8 | 9,6 | 4,6 |
Босния и Герцеговина | 4,4 | 11,6 | 19,4 | 4,4 | |
Сербия | 7,4 | — | 26,5 | 52,2 | 7,1 |
Черногория | 0,7 | — | 2,23 | 4,5 | 6,4 |
Источник. Статистический справочник Всемирного банка. 2007 (сопоставимые данные ВВП по текущему валютному курсу за 1990, 2005 гг.). The World Factbook, 2009. Центральное разведывательное управление США (данные ВВП за 2007 г.)
Основной объем иностранных инвестиций — почти 90% — всего объема инвестиций, приходящих в республики бывшей Югославии, получают Словения и Хорватия. Обещания Запада экономической помощи разрушенной НАТО православной Сербии оказались лишь обещаниями. В Боснию и Герцеговину основная гуманитарная помощь Запада и мусульманского мира идет боснийцам, а в Республике Сербской безработица составляет 60%. На Балканах произошло опасное расслоение в уровне и качестве жизни по конфессиональным и национальным признакам.
На Балканах усилилась традиционно высокая безработица.
Геотранспортная трансформация. Трансформация геополитического пространства неизбежно вызывает смену экономической ориентации балканских стран. Не случайно в политике крупных европейских держав на Балканах особое значение придавалось транспортным коммуникациям. На протяжении столетий Западная Европа в противостоянии с Османской империей ревниво относилась к усилению России в Черноморском регионе и на Балканах. Запад стремился решать не только политические, но и экономические задачи, включая создание транспортного коридора в направлении на Восток. Индустриальной Германии требовалось все больше нефти, и Берлин построил трансконтинентальную Багдадскую дорогу. Правда, Германия получила свободу действий с согласия Российской империи. Компромисс был достигнут за счет возможной реализации другого трансконтинентального маршрута из Европы через Украину, Кавказ в Персию и Британскую Индию. Потсдамское соглашение 1910 г. выразилось в согласии России не препятствовать Германии в строительстве Багдадской железной дороги и сомкнуть в будущем русско-персидскую (Трансперсидскую) магистраль с германской. Существовал российский (славянский) проект 1908 г. строительства дороги, соединяющей Дунай с Адриатическим морем через Черногорию или Далмацию, и австрийский проект строительства железной дороги через турецкий санджак Новибазар, отделявший сербов королевства от сербов Черногории, Герцеговины и Боснии, но соединявший Вену через Сараево с путем на Салоники.
Натовские бомбардировки территории Югославии уничтожили транспортные коммуникации, главное направление которых было ориентированно на Восток. Несомненно, богатые США и Западная Европа построят новые мосты и дороги, но это уже будет новый коммуникационный каркас, открытый преимущественно на Запад. Как это не парадоксально, но был выбран экономически самый оптимальный вариант, когда в целях создания новой сети транспортных коридоров разрушена сложившаяся, но по техническим параметрам устаревшая коммуникационная сеть. Один из уничтоженных мостов в городе Нови-Саде, восстановленный советскими саперами в конце Второй мировой войны, уже более полувека лимитировал судоходство по Дунаю. При высоком уровне воды в реке судоходство ограничивалось. Пассажирские суда на Дунае строятся с разборными капитанскими рубками с учетом прохода низких мостов. Кроме того, отсутствие надежной связи Воеводины с Сербией может усилить центробежные тенденции в автономном крае, где проживают преимущественно венгры.
Балканы остаются самым слабым звеном в намерениях Запада по созданию так называемых критских транспортных коридоров, сдерживают формирование нового коммуникационного направления к Черноморью, Закавказью и Ближнему Востоку. После интервенции НАТО в Косово блокирован на неопределенное время основной коридор из Западной Европы на Ближний Восток. С запада из Среднедунайской низменности наиболее удобный транспортный проход на Восток идет по долине Моравы и далее к Софии между хребтами Стара-Планины и Родопов по долине Марицы. В перспективе от геополитической обстановки на Балканах будет зависеть реализация южного маршрута Великого шелкового пути.
Несмотря на балканские войны Европейский Союз успешно осуществляет свою транспортную политику в регионе. Десятый международный транспортный коридор (МТК 10), соединяющий Западную Европу с Грецией, проходит через моравско-вардарский проход (долины рек Моравы и Вардары). Основной маршрут МТК: Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Скопье — Велес — Салоники (Греция)/Стамбул.
Международный транспортный коридор (МТК 5) Триест/Риека — Любляна — Загреб — Будапешт — Чоп — Львов — Киев соединяет страны ЕС с Восточной Европой. В Западной Европе планируется продолжить коридор до Милана — Марселя — Барселоны — Лиссабона. В результате образуется южный вектор большого коммуникационного треугольника, объединяющего транспортную сеть Западной, Центральной, Южной и Восточной Европы. На территории Венгрии и Украины это направление совпадает с Международным железнодорожный коридором № 5 Организации содружества железных дорог (ОСЖД) (Баяншенье — Захонь/Чоп — Жмеринка — Пенза — Достык — Ляньюньган).
Это главный по грузообороту транзитных грузов коридор Украины. Грузооборот железнодорожной станции Чоп составляет 12 млн т грузов (в 1990 г. — 40 млн т). Через таможни Чопа проходит основной поток украинских граждан, выезжающих в Европу.
США на Балканах. Соединенные Штаты еще во время Второй мировой войны выступали за сохранение независимой римско- католической Хорватии и до конца войны поддерживали сербских четников. В 1946 г. в США были сторонники захвата Белграда и Адриатического побережья Югославии. Впервые решающая роль на Балканах принадлежит Соединенным Штатам, не имеющим исторического опыта урегулирования межцивилизационных конфликтов. Не случайно после подписания Дейтонского соглашения была создана федерация Босния и Герцеговина, состоящая из мозаично нарезанных и нежизнеспособных «резерваций». Повторилась ошибка, уже допущенная на Ближнем Востоке при выделении границ Израиля и Палестинских территорий, в отличие от Британии, которая в прошлом спорные территории (Иерусалим, Вифлеем) включила в нейтральные зоны.
Соединенные Штаты кредитуют государственный бюджет Черногории. В Албании имеется штаб-квартира НАТО, военные корабли дислоцируются в албанских портах. Американцы осуществляют контроль над инфрастуктурой Албании, включая достроенные и переоборудованные главные аэропорты страны. В Албании единственно развивающаяся отрасль — рынок недвижимости, жилищное строительство. Албанская мафия наладила наркотрафик из Азии в Европу. Западные спецслужбы отмечали, что представители ФБР договорились с албанскими боевиками об их поддержке в обмен на ограничение поставок наркотиков в США. Одновременно увеличилась контрабанда наркотиков в Западную Европу. Поставка оружия ОАК оплачивалась в основном за счет оборота наркотиков. С помощью США ведется строительство автомагистрали Дуррес — Приштина и из Греции на Влору.
При присутствии в Косово администрации ООН и воинских контингентов НАТО (сил КФОР) легализовались радикально-националистические и террористические силы, трансформированные в местные полицейские формирования.
Соединенные Штаты в балканском конфликте оказались единственной страной, которая, нарушив цивилизационный принцип, встала на сторону мусульман. Американский политолог С. Хантингтон объясняет эту позицию цивилизационной реалполитикой, отношениями со своими стратегическими партнерами на Ближнем Востоке — Турцией и Саудовской Аравией. Но результат оказался неожиданным: Босния в конце концов оказалась под большим влиянием Ирана, относящегося к американской «оси зла»[3].
Балканский конфликт показал уязвимость войн нового поколения в восприятии местного населения. С одной стороны, Америка гордится, что в результате неконтактной стадии войны потерь среди личного состава нет или они минимальны. Но, с другой стороны, местные боснийские мусульмане, на чьей стороне выступают Соединенные Штаты, не оценивают подвиг Соединенных Штатов количеством бомб и ракет, сброшенных на «неправильные народы». На обыденном уровне не только боснийцы, но и хорваты рассуждают следующим образом. Америка много морализирует, говорит
0 правах человека и демократии, но скупа на финансовую помощь, а ее граждане не готовы отдавать жизнь при проведении очередной контактной стадии войны за свободу и независимость народов, которых она поддерживает. Мусульманские собратья с Большого Ближнего Востока не только оказывали ощутимую помощь оружием и деньгами, как отмечает и Хантингтон, но моджахеды непосредственно принимали участие в борьбе. Естественно, они не смогли нанести ощутимый ущерб противнику, но их подвиг оценивается неизмеримо выше американского вклада в победу. В результате, как отмечает и Хантингтон, в Хорватско-мусульманской федерации Боснии и Герцеговины после войны 1992—1995 гг. истинным победителем стал Иран, чьи «республиканские стражи порядка» и финансированные Тегераном участники террористической организации «Хезболла» стали для местных мусульман настоящими братьями по крови. Таким образом, победоносная неконтактная война заканчивается тем, что на второй контактной стадии и театр войны и образовавшийся вакуум заполняется террористами. Это произошло и в следующей «победоносной» войне в Ираке. И реальным победителем войны становится не сверхдержава, а ее злейшие враги.
В Хорватии, как и в Боснии, многие граждане отрицательно относятся к балканской политике США, которые мало помогали в отличие от западнокатолических и мусульманских братьев. Хорваты однозначно осудили американскую агрессию против сербов, своих недавних врагов. Кроме того, в исторической памяти хорватов сохранились воспоминания о тяжелейшем периоде в жизни народа в начале двадцатого столетия, когда дешевый американский хлеб, хлынувший на рынки Австро-Венгерской империи, разорил многих местных хлеборобов и привел не только к безработице, но и массовой иммиграции хорватов.
Соединенные Штаты делают ставку на размещение американских (а не натовских) военных баз на Балканах (Тузла в Боснии, военно-морская база в Констанце и военно-воздушная база в Трансильвании в Румынии, военно-морская и военно-воздушная базы в Болгарии, базы Криволак в Македонии и Бондстил в Косово).
Америка оказалась неспособной замирить очаги этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов в Евразии. США, основываясь на своем несомненном военном превосходстве, каждый раз побеждает без захвата территории противника, избегая контактной стадии. В результате всегда сохраняется ядро сопротивления. Огромные материальные издержки войны не приводят к стратегическому успеху.
Америка имеет ограниченный исторический опыт, который заключается в создании резерваций для индейцев. Таким же образом США решают проблемы в Евразии.
На Балканах Белый дом проявил неспособность стать над конфликтами и не занимать сторону западных христиан и мусульман.
Европейский Союз на Балканах. Европейский Союз сделал ставку в Западных Балканах на Хорватию, а в Восточных Балканах — на Румынию (выход к Констанце и Черному морю). Эти две страны наиболее близки романо-германскому Западу. Хорватия является частью римско-католического мира. Румыния претендует на роль региональной державы в Юго-Восточной Европе. Румыны, гордящиеся римскими корнями названия государства и языка, ощущают себя частью Западной Европы. Они являются, как и греки, автохтонным народом — потомками древних даков и претендуют в определенной степени на римское наследие. Находясь в социалистическом лагере, румынское руководство часто дистанцировалось от советской политики и ориентировалось на Запад. Благодаря западным кредитам коммунистическая Румыния реализовала грандиозный проект строительства канала Черноводы — Констанца. Коммунистическое руководство выплатило внешний долг, но подорвало уровень жизни румын, за что вождь партии и был казнен.
«Жемчужина Адриатики». В Западных Балканах углубляется экономическое неравенство между западнохристианской (католической) Хорватией и православными странами. В Хорватии за десять лет осталось мало признаков социализма, в основном безликие коробки жилых домов. Несмотря на то, что Хорватия является лишь кандидатом на вступление в ЕС, прямые иностранные инвестиции из Германии и других западноевропейских стран преобразили ее за короткое время. По данным ЮНКТАД ООН, в 1991—2002 гг. в Хорватию несмотря на войну пришло 7,9 млрд долл. прямых зарубежных инвестиций. Примерно столько же, сколько и на Украину, население которой в десять раз больше. За этот же период Словения получила 3,9 млрд долл.
Внешний долг Хорватии составил в 2007 г. 30,235 млрд. евро. Среднемесячная зарплата составляет 800 долл. Безработица около
11, 2%. В 2007 г. Хорватию посетило свыше 9 млн иностранных туристов. Хорватия занимает одно из первых мест в мире по экологии, качеству морской и питьевой воде, безопасности, что сделало страну особо привлекательной для западных туристов, в первую очередь немцев, австрийцев и итальянцев. «Голубой флаг» ЮНЕСКО имеют многие морские курорты в Далмации.
Хорватия достигла наибольших успехов в ЦВЕ в реализации проектов Международных транспортных коридоров. Здесь за годы после войны построено современных автобанов больше, чем в самой протяженной стране мира (России). Правда, число публикаций по проблемам МТК и другим великим путям в России на несколько порядков превышает хорватские издания. В 1997 г. в Хорватии было всего 300 км скоростных дорог, ныне — более 2 тыс., в том числе Загреб — граница с Венгрией, Загреб — Риека, Загреб — Сплит, Загреб — на Белград, Загреб — граница с Словенией. Особенно впечатляет скоростной автобан Загреб — Сплит. Два тоннеля по 6 км и много других, общей протяженностью более 20 км. Трасса электрифицирована, датчики температуры и превышения скорости. Платные автобаны являются гарантией выплаты внешнего долга не только за счет денег местных налогоплательщиков, но и туристов из зарубежных стран.
Восточные морские ворота ЕС. На протяжении ХХ в. Румыния постоянно испытывала угрозу со стороны Российской империи, а затем Советского Союза в связи с Восточным вопросом и проблемой Черноморских проливов, в контексте которой историческая область Добруджа рассматривалась как стратегический коридор России к Стамбулу с возможной ее передачей Болгарии.
Как подтверждают ныне открытые материалы российских архивов, советские вожди были последовательными продолжателями царской политики в данном вопросе. Мало известен факт подготовки в 1939—1940 гг. проекта тройственного пакта между Германией, Италией и Советским Союзом новой конвенции о Черноморских проливах, затрагивающего проблемы территориальной целостности Румынии (возможного отторжения Добруджи). Приход к власти режима генерала Антонеску временно снял эту проблему. Германии был предоставлен доступ к местной нефти и транспортный коридор к черноморским портам в обмен на присоединение Транснистрии с портом Одесса, что фактически означало утрату Добруджей транзитных функций и создание крупнейшего коммуникационного узла Черноморья в Констанце.
Угроза территориальной целостности Румынии со стороны Советского Союза сохранялась и в послевоенные годы, особенно до начала 1950-х годов. На Стамбульский театр военных действий были ориентированы элитные воздушно-десантные части советской армии, расположенные в украинском Причерноморье. Учитывая эти обстоятельства и относительно «холодные» отношения Румынии с Советским Союзом, режимом Чаушеску был осуществлен крупномасштабный проект создания нового коммуникационного коридора к Черному морю. Он был ориентирован на страны Западной и Центральной Европы (включая строительство канала Чернавода — Констанца), который стратегически рассматривался как гарант национальной безопасности и территориальной целостности Добруджи в составе Румынии.
Интерес ЕС к Румынии объясняется следующими факторами. Румынский порт Констанца объявлен Брюсселем в качестве главных восточных морских ворот ЕС, дающих выход в Черноморье. Констанца станет, по существу, одним из трех вершин транспортного треугольника, создаваемого панъевропейскими транспортными коридорами: Хельсинки — Стокгольм — Гамбург — Париж — Лиссабон, Лиссабон — Мадрид — Марсель — Милан — Триест — Констанца и Хельсинки — Таллинн — Варшава — Будапешт — Констанца. В прошлом на эту роль могла претендовать Одесса, теперь эти перспективы утрачены навсегда.
В отличие от других бывших восточноевропейских стран социалистического лагеря, Румыния располагает богатыми природными ресурсами, включая энергетические и рекреационные ресурсы. Европа испытывает дефицит не только энергетических, но и рекреационных ресурсов. Самая крупная страна Юго-Восточной Европы располагает уникальными природными ресурсами Карпат с огромными лесными массивами, крупнейшими европейскими источниками минеральных вод и возможностями для горнолыжного отдыха. Крупные европейские туристические компании планируют организовать здесь курорты не хуже швейцарских или австрийских. Отдых в горах может сочетаться с отдыхом у моря. Это окончательно подорвет рекреационные позиции Крыма, который в результате бездумной государственной политики уже давно уступил турецкой Анталии.
Румыния обладает огромным резервом дешевых трудовых ресурсов. Правда, Европа боится неконтролируемого притока румынских иммигрантов и особенно румынских цыган.
Кроме того, Румыния важна для ЕС как прямой сосед СНГ в лице Молдовы и Украины. О важности Румынии для ЕС свидетельствуют планы финансирования из консолидированного бюджета Сообщества. За три года после вступления Румынии в ЕС ее взносы составят 2,5 млрд евро, тогда как страна получит от Брюсселя 11 млрд евро. В дальнейшем самые крупные капиталовложения из бюджета ЕС будут направлены на создание транспортной инфраструктуры, охрану окружающей среды и рекреационную деятельность. Эти вложения составят в первое десятилетие после вступления в ЕС соответственно 25 и 26 млрд евро. Если вспомнить крайне низкий объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины за годы независимости, то можно хотя бы представить последствия притока капитала в Румынию для будущего Одесского региона.
Возрастает стремление Румынии при благоприятных обстоятельствах претендовать на роль региональной державы. Во-первых, в этом заинтересована Центральная и Западная Европа, рассматривающая Румынию в качестве важного звена коммуникационного моста в Черноморье. Во-вторых, впервые освободившись за последнее столетие от угрозы отторжения причерноморской Добруд- жи, через которую проходил стратегический сухопутный коридор Российской империи, а затем Советского Союза на Стамбул, Румыния будет стремиться усилить свое присутствие на опасном геополитическом направлении. Поэтому создание Великой Румынии на основе воссоединения с Молдавией всегда будет находить сторонников среди политической элиты страны.
Румыния активно осуществляет политику открытой экономики на основе расширения транзитных функций в системе Дунай — Черное море. Через территорию республики проходят транзитные грузы из стран Центрально-Восточной Европы к Черному морю и из Турции и Болгарии в Украину и Россию. Начиная с 1970-х годов в Румынии был осуществлен крупномасштабный транспортный проект. Судоходный канал соединил новый порт Констанца-Юг с Дунаем, что позволило сократить традиционный речной путь к Черному морю на 400 км. Канал имеет протяженность 64 км, ширину 70—90 м и глубину до 7,5 м. Стоимость его строительства оценивается в 4 млрд долл. США, в том числе 1,5 млрд долл. вложено немецкого капитала. Пропускная способность канала по различным источникам — от 70 до 100 млн т грузов в год. С экономических позиций исключительно важна близость этого канала к Босфору — главному морскому выходу из Черного в Средиземное море. Значение судоходного канала Чернавода — Черное море возросло с открытием водного пути Рейн — Майн — Дунай.
После распада Советского Союза внешняя политика России на Балканах нанесла серьезный ущерб международному положению России. При попустительстве российской дипломатии войска НАТО стали основной ударной силой боснийских мусульман и хорватов против Сербской Краины и Республики Сербской.
В августе 2003 г. Россия вывела свои миротворческие контингенты из Косова, Боснии и Герцеговины, а в марте 2004 г. на Балканах прошли очередные массовые погромы сербов. Вместо того, чтобы конвертировать советское военное присутствие в экономические интересы и закрепиться на традиционных рынках, Россия ушла не только с Балкан, но и из Карибского региона и Вьетнама, где была ликвидирована военная база Камрань. В условиях глобальной конкуренции идет ожесточенная борьба за зоны жизненных интересов и ни одна западная страна не отказалась от военного присутствия, объясняя это необходимостью экономии финансовых средств.
Россия выступала на Балканах в качестве третьестепенного участника конфликта и в первой половине 1990-х годов все же поддерживала сербов. В дальнейшем сдачу геополитических позиций России на Балканах традиционно рассматривают с позиций обычной рационалистической логики. Сетецентричные технологии новейшей геополитики, основанные на жестком прагматизме, акцентируют внимание на природе человека. Российское руководство действовало на Балканах не с позиций национальных интересов, а обменяло свою уступчивость Америке на подтверждения легитимности на Западе для себя и своих «семей».
Многие хорваты, несмотря на драматизм отношений с сербами, были на их стороне во время агрессии Америки против Сербии. Они не любят американцев, а русских они часто ассоциируют с Советским Союзом, обещавшим странам социалистического лагеря светлое коммунистическое будущее и первым предавшим своих союзников, решив стать частью Запада.
Сербы и черногорцы по принципиальным геополитическим соображениям будут стремиться поддерживать хорошие отношения с ЕС и Россией. Инвестиции российского бизнеса в Черногорию превысили 2 млрд долл. (2006).
Представление о Болгарии как наиболее братской для России славянской страны на Балканах несколько преувеличено. Даже после освобождения Балкан от турецкого владычества Болгария ориентировалась больше на Австро-Венгрию и Германию, чем на Россию. Болгария в Первой и Второй мировых войнах была на стороне врагов России. Демократическая Болгария разрешила разместить на своей территории американские базы, что вызвало неприятие даже у Турции, которая, являясь членом НАТО, никогда не позволяла размещать на своей территории американские базы.
Балканы расположены на рубежах трех цивилизаций. После падения железного занавеса началась трансформация многомерного (геополитического, геоэкономического, социокультурного, конфессионального) коммуникационного пространства региона. На тройной цивилизационной границе (католической, православной и мусульманской) вскрылись многочисленные этнонациональные и этноконфес- сиональные конфликты.
Россия не выступила защитником цивилизационных интересов православных славян, в результате право распоряжаться судьбой региона получили Соединенные Штаты, не имеющие исторического опыта решать сложные межнациональные и межконфессиональные цивилизационные конфликты. Не случайно, после Дейтонских соглашений, Босния и Герцеговина была разделена на два нежизнеспособных государственных образования, конфигурация которых напоминает американские резерваты для индейцев, способные существовать только при внешней гуманитарной помощи.
Запад не смог своевременно предложить мирный сценарий геополитической трансформации, поэтому и произошел взрывоопасный вариант размежевания по национальному признаку. Вместо приоритетности создания торговых и других экономических коммуникаций было введено эмбарго против Югославии, что привело к усилению криминализации на Балканах, где значительная часть населения лишилась законных средств существования. В результате необъявленной геоэкономической войны здесь образовалась глубокая экономическая периферия. Многократные попытки создания на рубежах цивилизаций национальных государств (с выделением титульного этноса) принесли балканским народам неисчислимые беды.
11.5. Крым
Геополитический код. Крым занимает уникальное геополитическое положение в Евразии. Эта классическая природная, этническая и экономическая рубежная зона — исторический перекресток народов и торговых путей. Здесь оставили стратифицированный след древнегреческая, древнеримская, иранская, иудаистская, эллинистическая, византийская, мусульманская, генуэзская, армянская и русская культуры. Из века в век в Крыму формировались комплиментарные отношения между народами, основанные на интенсивных контактах (торговых, культурных и информационных). Когда побеждала вражда и международный обмен нарушался, Таврида приходила в запустение. Особенность геостратегического положения Крыма за историческое время, насчитывающее более 2,5 тысяч лет, определялась общностью судьбы с мировыми евразийскими государствами и империями. Среди них выделялись Афинский морской союз, империя Александра Македонского, Римская и Византийская империи, Тюркский и Хазарский каганаты. Затем эстафету приняли Киевская Русь (Тмутараканское княжество), Монгольская империя (Крымский улус золотой орды), Османская и Российская империи. Свыше пяти столетий Таврида развивалась под влиянием культуры Древней Эллады, более трех веков — Древнего Рима, тысячелетие — Византии, около трехсот лет — под влиянием Османской империи и двести лет — Российской империи, а затем Советского Союза. Здесь оставили свой след Херсонес и другие города-государства, Скифия и Боспорское царство, генуэзские города-колонии с черноморской столицей в Кафе (Феодосии), княжество Феодоро и Крымское ханство, для которых Крым стал месторазвитием культур.
Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. По Ясскому миру 1791 г. произошло окончательное присоединение Крыма к России. Однако военное противостояние продолжалось. Первоначально русско-турецкая война за господство на Ближнем Востоке трансформировалась в Крымскую (Восточную) войну (1853—1956). В 1854 г. союзные войска Великобритании, Франции и Турции высадились в Крыму. Война закончилась падением Севастополя. Поражение было обусловлено военной и экономической отсталостью феодальной России.
В период Гражданской войны в Крыму провозглашались Крымско-татарское национальное правительство, Крымское краевое правительство белых, Советская социалистическая республика Таврида, Крымская ССР и Правительство Юга России. Существовал геополитический проект создания Еврейской Советской Социалистической Республики или «Крымской Калифорнии». В 1923 г. в Советском Союзе появилась идея создания в Крыму наряду с крымско-татарской еврейской автономии в обмен на международную экономическую помощь. Один из проектов автономии включал кроме Северного Крыма украинское Приазовье и российское Причерноморье до Абхазии. В 1928 г. Крым наряду с Дальним Востоком стал основной базой еврейского переселения, что вызвало обострение этнонациональной обстановки из-за земельного вопроса. Кремль ответил репрессиями в отношении местных татарских лидеров и ограничился созданием двух еврейских и двух немецких национальных районов. Во время Второй мировой войны в Советском Союзе была реанимирована идея создания еврейской автономии на всей территории полуострова в обмен на американскую финансовую помощь в восстановлении разрушенной войной советской экономики. Этому способствовала ликвидация Крымской ССР и принудительная депортация крымских татар, немцев, армян, болгар и греков. В дальнейшем Москва выступила в поддержку создания государства Израиль на Ближнем Востоке и крымский проект остался не осуществленным.
Созданная в 1920-е годы Крымская АССР, предоставившая автономию крымским татарам, была ликвидирована во время Великой Отечественной войны. Была образована Крымская область в составе РСФСР. В 1954 г. в период борьбы за власть перед XX съездом КПСС Крым передается Украинской ССР, а с 1992 г. является суверенной территорией Украины на правах автономии.