Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая от-

цовская строгостъ, а внимание к подростку, теплота и откры-тость отношений между отцом и дочерыо-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседоз-воленности к суровым наказаниям, т.е. доминируют теплые дру-жеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивность отца в каче-стве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Дирек-тивный отец как бы направляет растущую девушку на путь ис-тинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведе-ния, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребова-тельности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной сторо-ны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабиль-, ности подростка.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов, как пре-тензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступ-ное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком от-гороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, суще-ствующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсо-лютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредска-зуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его по-ведении могут проявляться совершенно противоречаище другдру-гу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний — максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитатель-ной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологиче-ском принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уве-ренность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отно-шениях с дочерью, что исключает воспитание посредством сило-вого давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выра-жается еще и в зависимости от мнения окружающих и само-влюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная за-висимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспита-тельной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием до-брых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его без-оговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной прак-тике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее само-утверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчи-ненностью и недоверием — у матерей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: