Описания большинства современных стандартизованных тестов в той или иной форме содержат данные о внутригрупповых нормах. С их помощью индивидуальный результат оценивается в соответствии с выполнением наиболее сопоставимой нормативной группы. Например, первичный показатель ребенка сравнивается с показателями детей того же возраста или того же года обучения. В качестве примера таких показателей можно упомянуть z-показатели, станайны, процентили и пр. (их суть будет рассмотрена ниже). Внутригрупповые показатели имеют единый и четко определенный количественный смысл и могут быть использованы в рамках большинства методов статистического анализа.
Выбор конкретного вида показателя определяется удобством, привычностью и легкостью разработки норм. Большинство типов внутригрупповых производных показателей в принципе подобны друг другу, если они корректно введены и интерпретируются надлежащим образом. При соблюдении определенных статистических условий каждый из этих показателей может быть легко переведен в любой другой.