Историческое исследование

Научно-исследовательская работа студентов является важной составной частью научного направления кафедры «Современная аграрная история Удмуртии». Студенческие исследования выявляют ценные источники информации, которые ложатся в основу научных трудов по современной аграрной истории нашей республики и сопредельных регионов. Поэтому участвующие в этой работе студенты должны к ней отнестись со всей ответственностью и провести ее по всем правилам исторической науки, к которым относятся: постановка цели и определение задач, использование разнообразного круга источников, проверка их объективности, связное и логичное построение текста, подведение результатов и выводов.

Каждый студент I курса Ижевской ГСХА может внести свой вклад в развитие исторической науки Удмуртии, изучив недавнее прошлое деревни, села, района (хозяйства, предприятия), где проживает (работает) он сам, его семья или родственники, а затем представить результаты своего труда в оформленном виде. Важно ограничить временные рамки предмета исследования. В целях максимальной эффективности научной работы кафедры существенным условием будет исследование развития сел, деревень, хозяйств, предприятий АПК Удмуртии второй половины ХХ века.

Кафедра отечественной истории, социологии и политологии предлагает студентам участие в следующих темах:

а) «История моей деревни (хозяйства, предприятия)»;

б) «История моей семьи (воспоминания)»;

в) «Великая Отечественная война в истории моей семьи»;

г) «История Ижевской ГСХА (моего факультета)».

Тему можно изменить по согласованию с преподавателем, предложив свою, по которой, например, имеются наработки, сделанные в школе.

В проводимом исследовании необходимо проследить произошедшие изменения, а также указать проблемы, стоящие в настоящий момент перед тем предприятием АПК, той деревней, где работает или живет студент (его родственники). Сначала необходимо с формальной стороны описать объект исследования, о котором пойдет речь. Если это хозяйство, то нужно указать название, район, занимаемую площадь, географическое расположение, количество работников, специализацию и др. Затем следует описать первоначальное положение хозяйства: материально-техническую базу, финансовое состояние, выполнение плановых показателей, кто возглавлял, каким он был руководителем и как к нему относились, кадровый состав, что было сделано, настроения людей и т.д.

Это будет та база, та точка отсчета, от которой надо будет двигаться к нашим дням, поэтапно прослеживая изменения в описанных характеристиках: сталинский период, каким было состояние и развитие в хрущевское время, как проявился «застой», что дала перестройка 1985-1991 гг., как хозяйство пережило радикальное реформирование 1990-х гг., что происходит сейчас, и какую роль сыграли национальный проект «Развитие АПК», другие государственные программы поддержки сельского хозяйства.

Необходимо скрупулезно проследить изменения организационно-правовой структуры, финансового положения, состояние материально-технической базы, динамику численности работающих и их качественный состав, земельный вопрос, проблемы и перспективы развития и др. Обязательно осуществлять привязку к датам: когда именно случилось то-то и то-то. При всем этом надо найти причины тех или иных явлений, а также нынешнего состояния.

Если речь пойдет о деревне, то желательно рассмотреть не только ее одну, а муниципальное образование целиком со всеми входящими населенными пунктами. В целом алгоритм будет тот же, что и по отношению к предприятию, но часть параметров будет несколько иной: демографические показатели, динамика численности, миграции, межнациональный состав и отношения, род занятий, материальное благосостояние жителей и досуг, что было построено или разрушено, новые социальные явления типа расслоения, фермерства, предпринимательства, батрачества, пьянства и т.д.

Поскольку речь пойдет о современной истории, основным источником будут, скорее всего, устные – то есть воспоминания. При этом количество опрашиваемых должно быть максимальным, чтобы избежать искажения представлений о прошлом. Их необходимо сверять с другими; наиболее выразительные, показательные воспоминания необходимо непременно цитировать с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности и возраста на тот момент. Чаще всего необходимым объемом информации располагают люди, занимавшие или занимающие определенные должности, поэтому целесообразнее в первую очередь обращаться к ним. Чтобы вызвать откровенность, обеспечив объективность источника, надо сразу обозначить цель расспросов – развитие исторической науки и воссоздание истории аграрных отношений Удмуртии (и сопредельных регионов).

Вторым по значимости источником будут письменные, например, делопроизводственная документация, ведущаяся на предприятиях, в администрациях, хозяйствах. В этом случае необходимо обязательно указать источник с подробной его характеристикой. Все источники и ссылки на них поместите в конце задания. Начиная с 2009 г. некоторые студенты по собственному желанию опрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об их жизни и работе на селе, в деревне, колхозе, совхозе или других предприятиях АПК. В помощь преподавателями разработан вопросник, который имеется в разделе «Домашние задания» на портале Ижевской ГСХА.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: