Религиозных обязанностей. Он соблюдает права Аллаха и права Его рабов, искренне стремясь всем
Этим к Аллаху и Будущей жизни. При всем этом раб Аллаха не проявляет двуличия, не стремится к
Популярности, власти или мирским благам, совершенствуя этим свою веру и таухид.
В величайшем противоречии с этим находится показуха людей (ар-рийа'), то есть их действия,
Совершенные исключительно ради похвалы людей, личного самовозвеличивания или достижения
Сугубо мирских благ. Все это совершенно противоречит искренности веры и дискредитирует принцип
Таухида.
Суть показухи можно раскрыть следующим образом:
— если человек делает что-либо, чтобы показать себя перед кем-то из людей и упорствует в этой
Своей порочной цели, то его деяния обречены на провал: сам он совершает малый ширк, однако
существует опасность перехода его в ширк великий;
— если человек совершает что-нибудь, стремясь к лику Аллаха, но вместе с тем желая показать
Себя перед людьми, не избавляясь в последующем от этого, то, как свидетельствуют имеющиеся
священные тексты, все его действия также будут безуспешными;
— если же человек делает что-то, побуждаемый исключительно стремлением к довольству
Аллаха, однако во время совершения этого действия у него возникает желание показать себя перед
Людьми, то, если он затем прогонит его и восстановит искренность своей веры пред Аллахом, ему не
Грозит вред. Если же он смирится с этим грехом и не будет чувствовать беспокойства, то его деяния
Будут несовершенными, половинчатыми, а вера и преданность ослабнут настолько, насколько
Показуха укоренится в его сердце. Показуха будет препятствовать действиям человека, направленным
К Аллаху, омрачая их.
Показуха является серьезным недугом, требующим интенсивного лечения, упорного воспитания
В душе искренности и стойкости в противостоянии ее вредному влиянию и корыстным целям,
Испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим пороком. Быть может, Аллах очистит веру Своего раба
И вознаградит его таухидом.
Что же касается совершения праведных дел ради мирских благ, то если раб Аллаха преследует
Исключительно такую цель, совершенно не стремясь к Аллаху и Будущей жизни, то не будет ему
Доли после смерти. Такого рода действия совершенно не свойственны верующему, ибо даже тот, кто
Имеет слабую веру, стремится к Аллаху и блаженству в Будущей жизни.
Если же действия человека в равной или близкой степени направлены как к Аллаху, так и на
Достижение мирских целей, то его вера, таухид и искренность несовершенны, даже если он