Жизнетворчество как риторика поступка

Люди не меняются. Люди сдвигаются.

Когда мы говорим о таких понятиях как "трансформация", "преображение", "переформирование", то вряд ли отдаем себе отчет в том, что и о чем говорим. Эти языковые штампы возбуждают нас, гипнотизируют, завораживают.

Но когда мы выходим из транса самообмана, то вместо обещанных золотых монеток счастья и озарения видим лишь груду расколотых черепков разочарования. Оправившись от такой отрезвляющей встряски, мы отчаянно цепляемся за какой-нибудь очередной мираж очередного "изма", "школы", "направления", "метода", забывая напрочь о синдроме граблей, на которые уже однажды наступили - и вновь оказываемся битыми. Мы впадаем в спячку, соскальзываем в дрейф, инерцию рутины, полагая, что "волшебная палочка" нового приема изменит нашу жизнь.

Великий русский философ Михаил Михайлович Бахтин различал два состояния существования – "риторику слова" и "риторику поступка".

Беда многих заключается в отсутствии риторики поступка. Это приводит к застою и деградации, апатии и вялотекущему унынию бесперспективного существования.

Инертные люди боятся перемен и потому отсекают себя от будущего. Они не совершают "риторики поступка" и в результате никуда не сдвигаются, прикрываясь щитом оправдания типа "отсутствие результата есть тоже результат".

Но дело в том, что все эти так называемые "личностные трансформации" представляют собой именно риторику поступка.

Люди не меняются. Ставить вопрос подобным образом – значит, продолжать заниматься иллюзионизмом и подкармливать непродуктивный миф.

Просто люди делятся на две категории – те, кто сдвигаются и те, кто не сдвигаются.

Первые получают результаты. Вторые – проблемы. Одни живут легко и творчески. Другие выживают - тяжело и надрывно. Вот и вся разница.

Но в какой же конкретике проявляется эта самая риторика поступка?

Чтобы ответить на данный вопрос, уточним несколько правил игры под названием "Я и Мир".

Самое главное осознание заключается в том, что, по словам Эйнштейна, "Вселенная – сфера дружественная". Философ-физик любил к этому повторять: "Господь Бог изощрен, но не злонамерен".

Принимая высказанное положение, мы обнаруживаем, что Реальность по природе своей интерактивна и ее проявление в системе "Человек – Земля – Вселенная" реализуется по творческому, игровому принципу.

Мир в этой партии делает свои ходы, создавая уникальные комбинации. Это своего рода вызов со стороны мира. Если мы принимаем вызов, то делаем ответный ход и, тем самым, вовлекаемся в игру. Вот и вся суть философии "риторики поступка". И ее тезисы довольно просты:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: