Поэтика Стиха

Теперь о технике.

Чем, собственно, стих отличается от прозы?

Здесь возможны три варианта ответа:

1. Стихи – это то, что написано короткими неровными строчками.

2. Стихи – это то, в чем присутствует ритм и рифма.

3. Стихи – это специфическая организация речи, в которой присутствует повышенная эмоциональность и экспрессия выражения.

Какой ответ верный? Пожалуй, все три, но наиболее точный и адекватный – первый.

Мы знаем образцы лирической прозы, в которых спрессованы и интенсивная эмоциональность, и сфокусированная экспрессия. Но, тем не менее, эти образцы не являются стихами. Возможно, и даже наверняка, они – поэзия. Но не стихи.

Например:

"… Все это – Москва!

И Москвой назывался район, где Пречистенка, улица тихая, тая в сплошных переулках, стояла домами отдельными; там – в переулках – дома, отойдя с тротуара в глубь сада, скрывали свои и колонны и окна листвою".

Андрей Белый

Что касается рифмы, то античная поэзия ее вообще не жаловала и даже считала предосудительной:

"Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,

Многих людей, города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь"

Гомер. Одиссея. Песнь I. Перевод В. Жуковского

Кроме того, мы знаем так называемые белые стихи – без рифмы, но сохраняющие ритм (ими написаны многие драматические, в частности, все шекспировские, произведения):

"На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно;

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходит до меня,

А прочее погибло невозвратно…

Но близок день, лампада догорает –

Еще одно последнее сказанье".

А. Пушкин. Борис Годунов (Монолог Пимена)

Верлибры или – свободные стихи, в которых отсутствуют равно, как рифма, так и размер:

"Я снова отвечаю трёхголосому ветру,

играющему насмешливую хроматическую квинту

за окном:

Можешь и громче.

Тебе не добиться успеха. Чем настойчивей

ты требуешь следовать за тобой,

тем я ревнивее углубляюсь

в свои строчки.

Но ветер

по-прежнему исполняет в совершенстве

свою музыкальную насмешку"

Уильям Карлос Уильямс, Январь

Теперь возьмем отрывок из повести Виктора Шкловского "ZOO, ПИСЬМА НЕ О ЛЮБВИ, или ТРЕТЬЯ ЭПОХА":

"Я уже два дня не вижу тебя.

Звоню. Телефон пищит, я слышу, что наступил на кого-то.

Дозваниваюсь, - ты занята днем, вечером.

Еще раз пишу. Я очень люблю тебя.

Ты город, в котором я живу, ты название месяца и дня.

Плыву, соленый и тяжелый от слез, почти не высовываясь из воды.

Кажется, скоро потону, но и там, под водою, куда не звонит телефон и не доходят слухи, где нельзя встретить тебя, я буду тебя любить".

Формально это – стихотворный фрагмент, а не "рубленая" проза.

Мы можем его видоизменить в прозаический отрывок – для этого достаточно сжать строчки в один абзац:

"Я уже два дня не вижу тебя. Звоню. Телефон пищит, я слышу, что наступил на кого-то. Дозваниваюсь, - ты занята днем, вечером. Еще раз пишу. Я очень люблю тебя. Ты город, в котором я живу, ты название месяца и дня. Плыву, соленый и тяжелый от слез, почти не высовываясь из воды. Кажется, скоро потону, но и там, под водою, куда не звонит телефон и не доходят слухи, где нельзя встретить тебя, я буду тебя любить".

Это – сильная, мощная, образная, парадоксальная, лирически взрывная – но проза, а не стихи.

Само слово "стих" по гречески означает – "ряд", а его латинский синоним – versus – "поворот", в то время, как "проза" опять же, по гречески, – речь, которая ведет "прямо вперед".

Однако, на мой взгляд, не слишком стоит ломать себе голову, занимаясь игрой наподобие той, что предлагается в журналах – найти отличительные признаки в двух почти одинаковых картинках. Для развития наблюдательности, вполне возможно, и полезно увидеть, что у другого зайчика хвостик с черной точкой на конце, но на этом все, как правило, и заканчивается, и мы вскоре уже забываем забаву.

Если мы назовем одно прозой, а другое – стихом и даже, при этом приведем арсенал доказующей правоты, то вопрос "и что дальше?" тихонечко так ткнет в этот арсенал, и он рассыплется на мелкие кусочки досужих недоразумений.

Главное в другом: есть ли в этом поэзия или ее там нет?

Анри Мишо, который свободно, автоматически переходил от стиховых рядов к прозаическим, не видел в этих переходах искусственных разделителей и был великим Поэтом.

"Душа обожает плавать.

Хочешь плавать – ложись на живот. Душа оборвется – и понеслась. Она уносится вплавь. (Если душу вашу уносит, когда вы стоите, или сидите, или согнули колени или, может быть, локти, она ускользает по-разному, меняя повадку и форму в зависимости от позы, - я в этом убедился не сразу.)

Часто слышишь о ней: парит. Не верьте. Плавать – дело другое. И плывет она, как угри и змеи, всегда только так".

А. Мишо. Лень. Перевод В. Козового

Не следует задумываться – стихи это или проза. Ясно одно – это поэзия. И это главное. И это главное весьма точно и четко определили Андрей Белый:

"… между поэзией и прозой художественной нет границы; признаки поэтической и прозаической речи одни: тут и там цветы образов; тут и там те же встречаются нам фигуры и тропы; размеренность характеризует хорошую прозу; и эта размеренность приближается к определенному размеру, называемому метром… Воистину нет прозы в "прозе" художников слова".

Слово есть посредник, медиум и – инструмент Жизни.

Писательство суть – посредник, медиум и – инструмент Бытия.

Об этом говорил Уильям Берроуз:

"Предназначение писательства в том, чтобы заставить событие произойти".

Еще раньше – формулировал свои положения Флоренский, о. Павел, мысля и размышляя о магичности слова:

"… возможно и другое отождествление: слова и явления. Ведь слово – столь же внутри нас, сколь и вовне…

… слово магично и слово мистично. Рассмотреть, в чем магичность слова, это значит понять, как именно и почему словом можем мы воздействовать на мир. Рассмотреть, как именно и почему слово мистично, это значит уяснить себе, каков смысл учения, по которому слово есть знаменуемая им реальность…

убеждение в магической силе слова, на протяжении веков и тысячилетий, составляет всеобщее достояние народов самых различных, и едва ли можно указать хотя бы один народ и хотя бы в одно время своего исторического развития, который бы не имел живейшей веры в магическую мощь слова. Эта вера так распространена и прежде и теперь, что ее, говоря о народах, приходится считать неразрывною с самим пользованием речью и видеть в ней необходимый момент в самой жизни языка".

Рассматривая слово, мы усматриваем в нем сгущенное могущество Возможности – возможности как потенции, в любой миг готовой разродиться кинетикой.

Чтобы освоить реальность, выжить в ней, в нее необходимо было вжиться и, тем самым – обжить ее.

Обживание началось с наблюдения. И первые наблюдения обнаружили, что мир законо-мерен. Мерность мира выявилась через наличие ритма.

Ритмически и мерно сменялись утра и ночи, годовые сезоны, приливы и отливы, лунные циклы, сны и бодрствования, вдохи и выдохи, систолы и диастолы.

Человек открыл: внутренние и внешние процессы пронизаны единой нитью синхронных чередований, периодов, рядов, порядков – нанизанных на универсальную ось – ритм.

Ось – мера мира.

Ось мира – кость ритма.

Объединяя два космоса, человек выстроил ритмически свою речь.

И, тем самым, риторика действия совпала с риторикой слова. Так появились стихи.

Многим известна фраза: "Начинаем на счет три… И – раз – два – три"… Далее – рывок – действие – событие. Таким образом, ритм концентрирует силу, собирает энергию в пучок и перенаправляет ее в результат.

Воинские приказы – звукоритмы в чистом виде. Отданные соответствующим тоном, они выполняются беспрекословно. Вы можете провести простой эксперимент: войдя в комнату, где присутствует несколько людей, коротко и резко произнесите: "Встать"! По меньшей мере, вы обнаружите довольно интенсивную реакцию со стороны присутствующих. Такова и суть стиха. Он сам по себе – туго натянутая пружина суггестии.

Когда я достаточно интенсивно практиковал гипнотерапию, то, комбинируя различные формулы внушения, придумывал и такие, которые компоновались в виде верлибров или даже белых стихов. В данном случае эффект значительно превосходил тот, который наблюдался при употреблении стандартных шаблонов.

Загадочный Рене Шар[1] так и обозначил один из своих поэтических сборников – "Листки Гипонса".

Многим он показался темным. Хотя, скорее, он был прозрачным – как Гераклит. "Все течет, все изменяется" и "Дважды нельзя войти в одну и ту же реку" – это не вид е ние, в и дение. Здесь нет тьмы ума и бесплодного умствования философской бестелесной выхолощенности схоластических абстракций. Но зато есть – поэтический всплеск той самой реки – реки речи и жизни, которая в течении своем ни разу не повторяется.

Проторяя – вторит – но не повторяется.

Дышит – но не выдыхается.

Течет и точит, но сама не истощается, не источается.

Реки пересыхают – скажете. Но это не совсем так. Пересыхают русла. А реки уходят просто из данной местности – в небо, в моря, или на глубину.

И мы – как реки – куда бы мы ни уходили, мы остаемся.

Даже, когда мы:

расстаемся – мы остаемся,

где бы мы ни были – мы там не были, но мы там – есть.

Человек человеку – река.

Человек человеку – стих.

Мы рифмуемся друг с другом, и под рифмой не следует понимать только сочетание типа "розы-морозы".

Мы – страницы в одной большой книге. Строчки переплетаются, расходятся, перетекают одна в другую, складываются в образы, и таким Образом, сама Жизнь есть – Текст.

Таковы все Священные писания – они начертаны стихами и исполнены Поэзии. Отсюда следует, что только поэзия наделена полномочием, "лицензией" адекватно передавать сакральные послания. Можно, конечно, переложить Библию в плоскость авантюрно-детективного романа, и тут она мгновенной перестанет быть Библий.

Недаром говорят: "Слова из песни не выкинешь", чего не скажешь о романах, большинство из которых, по правде, от этого только бы выиграло.

Однако, сакральное сакральным, но существует еще и так называемая "проза жизни" – хотя называемая так и не совсем верно. Неверно с точки зрения этимологии. Да и в научном рассмотрении "жизнь есть автопоэз", а не "автопроз". Поэтому, если выбирать выражения, исходя из соображений точности, то как более строгую формулировку следует предпочесть определение "поэзия жизни".

Как бы там ни было, в любом случае интересным остается вопрос: по каким законам строится разговорная речь – главный и основной медиатор человеческого общения? Со всеми ее паузами, междометиями, восклицаниями.

"- Алло.

- Привет.

- Как дела?

- Хорошо. У тебя"?

Мы взяли вполне обычное, расхожее, повседневное клише и механически его записали. Что получилось? Правильно – получился стих. Вот, мы и пришли к выводу:

ЛЮДИ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ И НЕ ПОДОЗРЕВАЯ О ТОМ, ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРЯТ СТИХАМИ.

Это вовсе не значит, что все изъясняются пятистопным ямбом, как Васисуалий Лоханкин. Но, как мы уже отметили выше, помимо жестких систем стихосложения, существуют еще и верлибры. Всемирно известный исследователь языка Вяч. Вс. Иванов называл верлибр "способом видеть мир". Здесь нет необходимости думать об искусственных украшениях в виде рифм и монотонной ритмизации, и потому данная форма в гораздо большей степени, нежели классическая поэтика, способна передавать непосредственное впечатление или движение потока сознания. И в связи с последними его свойствами во всем мире верлибр стал господствующей системой стиха, которым даже стали переводить произведения, написанные традиционными формами. Примечательно то, что в это же время в советской тоталитарной России вплоть до "оттепели" верлибр, который ценен, прежде всего, и исключительно спонтанной пульсацией свободной мысли, не привечался и не применялся – он для этого слишком свободен, а, следовательно, "чужд" в системе подавления свободы и мысли.

Возвращаясь к терапевтической сути поэзии (или проэзии – так можно обозначить жанр, формально исполняемый в манере прозаического письма, но использующий средства поэтического выражения – метафоры, гиперболы, параболы, концентрированную сгущенность текста и т.д.), приведу пример одного из величайших по званию литераторов (а по призванию – и Терапевтов) – Хорхе Луиса Борхеса, который видел в поэзии метафору самообладания, самососредоточенности, концентрации внутренних сил и душевного очищения.

Именно в данном ключе я использую поэтотерапевтическую технику в своей практике профессионального психотерапевта и психолога. И в таком случае терзания моих коллег, которые никак не могут придумать, как назвать обратившегося к ним за помощью – "пациент" или "клиент", отпадают сами собой, поскольку сама собой выплывает новая (и такая древняя) для него идентификация – "читатель". Интересно отметить, что само слово "читатель" происходит от индоевропейских корней - citti "мышление" и cetati – "понимает", "наблюдает". Это отметить вдвойне интересно, вводя выбранное обозначение в систему психотерапевтической дисциплины, по сути своей, призванной катализировать вышеуказанные качества, или иными словами, совершить превращение "пациента" (в буквальном переводе с древнегреческого языка - страдающего) в "читателя", или – "наблюдающего и мыслящего".

Поэзия как нейролингвистика

Рассмотрим теперь поэтотворчество с точки зрения практической и прагматической, что отнюдь не снижает напряжения его романтики.

Для начала напомним старую и дееспособную (можно даже сказать, банальную, но такой вещи как банальность, в Реальности не существует) истину: поэзия вызывает катарсис (от греческого katarsis - очищение). Термин, выведенный Аристотелем, обозначает удовлетворение и просветление зрителя или читателя, который пережил вместе с героем произведения некое чувство и, тем самым, получил опыт самоосвобождения.

Мои же собственные двадцатилетние наблюдения показали: осознанное занятие поэзией способствуют интенсивному расширению психических потенциалов, независимо от той сферы деятельности, в которой данная личность желает себя реализовать – даже такой далекой от "собственно поэзии" как бухучет или реклама.

Осознанное занятие поэзией способствуют интенсивному расширению психических потенциалов, независимо от той сферы деятельности, в которой данная личность желает себя реализовать – даже такой далекой от "собственно поэзии" как бухучет или реклама.

Сказанное – не агитация, а нейрофизиологическая констатация. И доказать это не составляет никакого труда. Обратимся для этого к "формуле успеха", успевшей стать уже аксиоматической и слегка пресловутой. Выглядит и звучит она так:

ФОРМУЛА УСПЕХА: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАДЕЙСТВУЙ И РАЗВЕЙ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (ЭВРОПОТЕНЦИАЛ)

Трудно не согласиться. Остается только спросить – как развить творческий потенциал?

Специалисты в качестве ответа формулируют соответствующую инструкцию:

ЧТОБЫ ЗАДЕЙСТВОВАТЬ И РАЗВИТЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (ЭВРОПОТЕНЦИАЛ), СЛЕДУЕТ СТИМУЛИРОВАТЬ СВЯЗЬ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГА

и далее, как правило, прилагают таблицу:

Функция левого полушария Функция правого полушария
Критическая Аналитическая Логическая Буквально понимающая Контролирующая Хронометрирующая Детализирующая Ориентированная на прошлое Словесная Креативная (творческая) Синтетическая (Образная) Интуитивная Целостно постигающая Освобождается Вневременная Обобщающая Ориентированная в будущее Образная

У многих авторов, специализирующихся на теме творческого мышления (эвромышления) и его активации последнее напрямую связывается с оптимальным объединением функционирования обеих полушарий.

Подобные пособия, посвященные этой теме, снабжаются весьма обильными списками упражнений, направленных на то, чтобы "завести" межполушарную стимуляцию. Но самое мощное средство из всех представляемых технологий – поэтотворчество – почему-то в списках не указывается. Мы восполним этот пробел.

Перефразируя сентенцию гражданина Некрасова Николая Алексеевича "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" в более адекватную формулировку:

"Ты гражданином вовсе не обязан быть,

зато себе на радость, можешь быть поэтом",

мы только приблизимся к правде. А правда всегда одна. И она же стара, как мир. А потому никогда и не стареет. Правда заключается в простом положении: человек по сути своей есть творец. В этом ларце и таится ключ к счастью. Об этом пишут все религии и все психологии – точно и без риторической помпезности. Потому и существуют такие категории как – дар и индивидуальное предназначение.

Чтобы заниматься поэтотворчеством и поэтотерапией, вовсе не обязательно становиться профессиональным стихотворцем и настырно вгрызаться в теорию версификации. Ниже приводимый "поэтический контрапункт" являет собой рабочий материал, задействуя который вы постепенно преобразуете свое мышление в отлаженную и бесперебойную креативную функцию.

Результат – мощный прорыв в работе вашего мозга.


Контрапункт поэтики

Поэзия есть демонстрация того, как действует творческое мышление вообще.

Этим самым она ничем не отличается от практики изобретательства или методологии свершения научных открытий.

В основе всех трех областей, составляя их смысловое и "технологическое" ядро лежит пуант, или троп – неожиданный поворот мысли, взрыв сознания, парадоксальный зигзаг, мгновенное точечное озарение, нарушение обыденности и молниеносный прорыв в многомерное голографическое видение.

ПУАНТ = ТРОП = ЭВРОРИТМ = КРЕАТИВНЫЙ РАЗРЯД = ОСНОВА ЛЮБОГО ТВОРЧЕСТВА = ОЗАРЕНИЕ = неожиданный поворот мысли взрыв сознания парадоксальный зигзаг мгновенное точечное озарение нарушение обыденности молниеносный прорыв в многомерное голографическое видение

Сравним две ситуации.

Одна представляет собой геометрическую головоломку. Другая – поэтический образ: непривычное видение привычной картины вечерних окон.

№1. Головоломка.

Представленный на рисунке, совок можно перевернуть вверх ручкой, переложив только две палочки. Какие?


Решение на следующей странице.

№ 2. Придумайте образ со светящимися окнами.

Светящиеся окна =?

Решение на следующей странице.


Решение № 1. Обратите внимание на утолщенные палочки.



№2. Окна =?

Вот какое решение дает Маяковский:

"А черным ладоням светящихся окон

раздали горящие желтые карты ".

Обратите внимание: алгоритм поиска в обеих ситуациях сходен. Сначала – концентрация на заданном входе. Затем – "что-то начало происходить в процессе поиска решения" – необъяснимое, нерегистрируемое. И в конце – выход: явление образа-решения – получение нового результата.

С первым и заключительным этапами процесса все ясно, и здесь нет никаких затруднений. А вот второй, срединный отрезок поискового пути, когда "что-то начало происходить" – подобен затемненному "черному ящику". Но ключ – в нем. И сейчас мы его откроем.

Открывание черного ящика

1. Итак: фокус творческого мышления вообще (технического, научного, гуманитарного, мистического – в частности) есть пуант (он же – троп, креативный разряд, эвроритм).

2. Однако этот кажущийся неделимым, атом пуанта мы вполне способны увидеть под мысленным электронным микроскопом и отчетливо разглядеть его составляющие.

3. Мы уже навели на него фокус своего мысленного квантового микроскопа и видим внутренний мир тропа:

Метафора (от греческого metaphora) – перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставимых членов. Иными словами – это неожиданное сравнение или отождествление тех или иных проявлений реальности, которые обыденным (нетворческим) мышлением как единое целое не воспринимаются и друг с другом не соотносятся.

В приведенном выше образе "А черным ладоням светящихся окон / раздали горящие желтые карты " использована метафора, в которой окна отождествляются с ладонями по принципу: Окна = Ладони, что для линейно-обывательсвкого восприятия представляется бессмыслицей. Однако, подобное "безумие", по выражению Нильса Бора и является как раз предпосылкой для совершения открытия. Великий датчанин, один из отцов квантовой физики и нобелевский лауреат, довольно прямо высказался относительно теорий, которые могут претендовать на истинность, только будучи достаточно безумными.

Метафора – это, своего рода, "контролируемое безумие", которое, между тем, порождает новую реальность, становящуюся затем всеобщим достижением.

Оксюморон (от греческого oxymorone – остроумно-глупое) – сочетание противоположных по значению слов.

Пример: "Живой труп", "Грустная радость".

Парадокс (от греческого paradoxos – неожиданный, странный) – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей.

Пример: "Чему хуже, тем лучше". "Лучший способ отделаться от искушения – предаться ему" (О. Уайльд).

Переплетение миров – фантастического и привычного.

Пример: "Если человек был во сне в Раю и получил в доказательство своего пребывания там цветок, а проснувшись, сжимает этот цветок в руке – что тогда?" (С. Кольридж)

Перемена мест участников действия.

Пример: "Не человек видит птицу, а птица кувыркается на сетчатке его глаза". "Не кто-то слушает музыку, а звуки скачут ему в уши". "Не человек кладет белье в комод, а ящик берет своей пастью белье из его рук". "И мост ложится под колеса". "И прыгает во взгляде мячиком…" "Не пар идет изо рта, а человек вцепился в облачко пара из своего рта"…

Метафора в чистом виде выражает суть метафизического принципа: мир как Универсум – един.

Эта мысль демонстрируется весьма просто: любой элемент Реальности (и неважно какой – "явной" или "фантастической") можно отождествить с любым другим ее элементом. Иначе говоря – все можно сравнить со всем, и каждое уподобить каждому.

Любой элемент Реальности (и неважно какой – "явной" или "фантастической") можно отождествить с любым другим ее элементом. Иначе говоря – все можно сравнить со всем, и каждое уподобить каждому.  

Я сейчас пишу данные строки шариковой авторучкой.

Выделенные слова – я, строки, авторучка - мы можем скомбинировать так, чтобы получился троп. Для этого достаточно ввести между ними знак равенства.

Я = Авторучка.

Я = Строка.

Однако чего-то не хватает…

Чтобы родился пуант, необходимо задействовать еще один элемент – Tertium communis – то третье, по которому идет сравнение – это может быть цвет, форма, свойство, признак, действие. Таким образом, мы имеем в виду некий объединяющий признак, который в равной мере характерен как для того, что сравнивается (обозначим его А), так и для того, с чем сравнивается (В). Вот тогда мы и получим искомое.

1). "Мною (А), как авторучкой (В),

пишет (С) жизнь свои строки".

2). "Я (А) бегу навстречу тебе,

как строка (В) бежит (С) по странице".

1). Что общего между мною и авторучкой? Какое объединяющее свойство способно органически синтезировать два этих совсем не похожих друг на друга понятия в целостную метафору? Как одно из напрашивающихся – тема писания.

Представим алгоритм поиска ассоциаций в развернутом виде:

1. Вход: Я = Авторучка.

2. Что делают авторучкой? Ищем глагол действия. Авторучкой пишут.

3. Если Я = Авторучка, а авторучкой пишут →

4. Мною пишут.

5. Кто мною пишет? Ищем того, кто осуществляет это действие.

6. Тот (или то), что относится ко мне также, как я отношусь к авторучке, то есть – располагает мною.

7. Кто может располагать мною?

8. Выход: Самые очевидные ответы: жизнь, судьба и т.д.

2). Аналогичный алгоритм ассоциативной цепочки выстраивается и в отношении второго примера.

1. Вход: Я = Строка.

2. Какие понятия (качества, свойства, признаки, действия) ассоциируются со строкой?

- Красная (строка)

- Прямолинейная (строка)

- Строчка из письма (или книги)

- Строка: Летит (Летящая). Бежит (Бегущая). Стремится (Стремящаяся). – Устойчивые метафоры.

3. Допустим, я выбираю: Строка Бежит.

4. Раз Я = Строка, а Строка Бежит, значит, Я тоже Бегу.

5. Куда или по - чему я бегу?

Я бегу – к тебе, по жизни, по судьбе и т.д.

6. Выход:

"Я бегу по жизни,

как строка по листу (странице)

или –

"я бегу навстречу тебе,

как строка бежит по странице".

Можно убрать союз как. Тогда получится:

" я строкой, по странице бегущей,

устремляюсь навстречу тебе";

"пишет мной-авторучкой

жизнь свои строки",

или –

"жизнь пишет свою повесть.

сжимая в руках авторучку-меня"

Выводя единую формулу метафоры, получим комбинацию:

А = В (С), где

А– левая часть высказывания, или то, что мы сравниваем.

В– правая часть высказывания, или то, с чем мы сравниваем.

С – функция, объединяющая А и В на основе установленной ими общности – по действию, свойству, цвету, форме, признаку или качеству.

Применив формулу, проанализируем пример "я = строка".

А В С
Я Строка Бежать (и строка может бежать, и я могу бежать"

Варианты:

Я бегу строкой

Я бегу, как строка…

Я – строчка бегущая…

Я бегущей строкой… (проношусь мимо окон твоих).

На основе указанных принципов мы можем смонтировать то, что обозначим как – машину метафор.

Подытожим механизм ее действия:

1. Выберем любое А (любое слово, которое мы собираемся с чем-то сравнить).

2. Выберем любое В (любое слово, с которым мы собираемся сравнить А).

3. Определяем элемент С – свойства, признаки, характеристики, действия элемента В.

4. И теперь объединяем А и В посредством С.

Пример:

1. Первое пришедшее в голову слово – "Мысль". Это – элемент А.

2. Следующее слово – "Дом". Соответственно – это элемент В.

3. Далее: какие ассоциации возникают при слове "Дом"? Одна из тут же возникших – "Строится".

4. Проводим параллель А и В через С: Дом Строится = Мысль Строится.

Начинаем варьировать:

"Мысль строится, как строится дом".

"Строится мысль, как строится дом".

"Строятся мысли, как многоэтажки / строятся многоэтажками мысли".

"В пространстве мозга я построил мысли дом…"

"Дом моей мысли всегда открыт".

Продолжим ассоциации, относящиеся к понятию "Дом": "Жилой", "Крепкий", "Большой", "Уютный", "Просторный", "Дом на песке", "Дом в лесу", "Дом у воды", "Дом на берегу".

Один из получившихся результатов: "Мысли выстраиваются просторным домом на берегу чувств".

При желании рожденную строку можно разбить на короткие отрывки и представить в форме верлибра. Тогда получится стихотворение:

"Мысли выстраиваются

домом просторным

на берегу чувств".

Теперь комбинируем, то есть – творим:

"Домом просторным

на берегу чувств

строю мысль".

Или:

"Просторным –

на побережье чувств -

строю мыслей дом".

Только что мы использовали прием, который называется – инверсия: мы всего лишь изменяем порядок слов в предложении, и каждый раз получаем качественно новый текст.

Мы создаем тексты = мы создаем миры.

Ниже я привожу корпус авторских текстов (вербат), которые, с одной стороны, наиболее интенсивно используются мною в качестве методов воздействия в структуре психо-поэто-терапевтической стратегии, с другой – представляют мой индивидуальный алгоритм постижения мира и себя в нем через фигуру лирического героя.

Уважаемый Читатель может по прочтении нижеследующей подборки начать собственную практику по претворению жизни в текст и обратно, которая сродни алхимическому действу.

Попробуйте, и вы обнаружите удивительные перемены в своем бытии.

В качестве последнего примечания приведу следующую рекомендацию: не слишком затрудняйте себя соображениями ритма, рифмы и других "поэтических красот".

Здесь полезно вспомнить, что самое главное в тексте – это поэтическое видение, зигзаг, пуант. Если вы захотите получить стих, просто разбейте получившийся у вас текст на короткие строчки, как это делается при верлибре, и вы станете автором стихотворения.


Мир как предмет изумления

(вербаты)
Овал

Когда разбивается

овальная

хрустальная

люстра –

можно увидеть

овал

хруста

***


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: