Л. Дистервег

Как свидетельствует практика, тренировка способностей, которые достались нам от природы, совершенствование наших личностных качеств, приобретение новых знаний — это еще поло­вина дела, важно уметь трансформировать результаты, добытые упорным трудом самосовершенствования в деловой или профес­сиональный успех. А для этого необходимо выработать свою лич­ную концепцию, которая объективно бы учитывала все наши достоинства и недостатки, способствовала нашему становлению как специалиста соответствующего профиля.

В то же время, надо учитывать, что как личностное, так и про­фессиональное саморазвитие не имеет явного конечного пунк­та — это способ постоянного движения к совершенству. Этот про­цесс никогда не кончается, поскольку постоянно меняющиеся объективные условия профессиональной деятельности требуют от специалиста постоянного саморазвития, а от студента постоян­ного слежения за меняющимися тенденциями в той профессио­нальной сфере, которую он избрал для себя.

Сегодня многие понимают необходимость адаптации к измене­ниям в окружающем мире. В настоящее время лишь немногие берутся предсказать свое будущее и потому большинство студен­тов стараются развить свой творческий потенциал еще в стенах учебного заведения для того, чтобы с честью встретить вызов современности.

В целом же, индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал. Поэтому личностное и профессиональное саморазвитие предпо­лагает скорее рост восприимчивости к любым изменениям, чем упорное сопротивление им.

Начинать индивидуальное развитие нужно с решения текущих вопросов и проблем, а также анализа возможностей, которыми вы располагаете сегодня. Намерение в данном случае получить о себе достаточно полное представление (на основании тестов, которые предложены в данном пособии)..

Нужно также учитывать, что при обучении в ВУЗе только ярко выраженный профессиональный интерес является важнейшим условием саморазвития, самовоспитания и самообразования личности студента, потому что он в огромной мере способствует наиболее целенаправленной, сознательной работе над собой.

Поэтому данная глава будет посвящена рассмотрению основ­ных положений методик организации самовоспитания, самообразования и самоуправления профессиональным развитием как важнейших форм совершенствования профессионального мас­терства студента.

Разумеется, данный процесс должен учитывать и основные положения научной организации учебного труда, которые мы рассмотрели ранее.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ.

Перед тем как приступить к занятиям самовоспитания, и само­образования каждому индивиду важно определить сущность этих понятий, выявить состояние психических свойств личности и ус­тановить свой исходный уровень самовоспитания самообразования.

Это позволит конкретизировать последующую работу над собой. Что же такое самовоспитание?

Есть два определения: первое — как понятие, а второе как деятельность.

Итак, что есть понятие самовоспитание?

Самовоспитание — это организованная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование у себя по­ложительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, которые определяются собственными интере­сами и потребностями общества.

С позиции деятельностного подхода самовоспитание представ­ляет собой специфическую деятельность, направленную на само­совершенствование личности, и в ряду других оно является одним из основных путей всестороннего и гармоничного развития студента. Самовоспитание предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самоизу­чению, самосознанию, самоанализу и самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, товарищей по учебе, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку установки на постоянное самосовершенствование.

Не менее важным условием успешного учения и развития является понимание самими студентами своей роли в учебно-вос­питательном процессе и осмысление, хотя бы в общих чертах, его теоретических основ. Студенты не учитывают того факта, что человек по своей природе является самоорганизующейся систе­мой, способной к самоуправлению своим обучением, воспитанием и развитием т. е. являясь субъектом собственной деятельности. Он самостоятельно намечает свои цели, сам выбирает пути, спо­собы и средства их реализации, действуя по схеме Ц (цель) — М (мотив) — С (способы и средства) — Р (результат). Сам же органи­зует, регулирует и контролирует их выполнение

Тот факт, что самовоспитанием и самообразованием студенты начинают заниматься кто раньше, а кто позже, но не с началом профессионального обучения и воспитания, свидетельствует о зависимости самовоспитания и самообразования от индивидуаль­ных особенностей личности: от ее природных данных; уровня общего развития; особенностей и уровня интеллектуального, эмо­ционального и волевого развития; от ее направленности (интере­сов, потребностей, взглядов) и т. д.

Занимаясь самовоспитанием, необходимо иметь в виду:

Познав самого себя, никто не

останется тем, кто он есть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: