Как свидетельствует практика, тренировка способностей, которые достались нам от природы, совершенствование наших личностных качеств, приобретение новых знаний — это еще половина дела, важно уметь трансформировать результаты, добытые упорным трудом самосовершенствования в деловой или профессиональный успех. А для этого необходимо выработать свою личную концепцию, которая объективно бы учитывала все наши достоинства и недостатки, способствовала нашему становлению как специалиста соответствующего профиля.
В то же время, надо учитывать, что как личностное, так и профессиональное саморазвитие не имеет явного конечного пункта — это способ постоянного движения к совершенству. Этот процесс никогда не кончается, поскольку постоянно меняющиеся объективные условия профессиональной деятельности требуют от специалиста постоянного саморазвития, а от студента постоянного слежения за меняющимися тенденциями в той профессиональной сфере, которую он избрал для себя.
|
|
Сегодня многие понимают необходимость адаптации к изменениям в окружающем мире. В настоящее время лишь немногие берутся предсказать свое будущее и потому большинство студентов стараются развить свой творческий потенциал еще в стенах учебного заведения для того, чтобы с честью встретить вызов современности.
В целом же, индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал. Поэтому личностное и профессиональное саморазвитие предполагает скорее рост восприимчивости к любым изменениям, чем упорное сопротивление им.
Начинать индивидуальное развитие нужно с решения текущих вопросов и проблем, а также анализа возможностей, которыми вы располагаете сегодня. Намерение в данном случае получить о себе достаточно полное представление (на основании тестов, которые предложены в данном пособии)..
Нужно также учитывать, что при обучении в ВУЗе только ярко выраженный профессиональный интерес является важнейшим условием саморазвития, самовоспитания и самообразования личности студента, потому что он в огромной мере способствует наиболее целенаправленной, сознательной работе над собой.
Поэтому данная глава будет посвящена рассмотрению основных положений методик организации самовоспитания, самообразования и самоуправления профессиональным развитием как важнейших форм совершенствования профессионального мастерства студента.
Разумеется, данный процесс должен учитывать и основные положения научной организации учебного труда, которые мы рассмотрели ранее.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ.
|
|
Перед тем как приступить к занятиям самовоспитания, и самообразования каждому индивиду важно определить сущность этих понятий, выявить состояние психических свойств личности и установить свой исходный уровень самовоспитания самообразования.
Это позволит конкретизировать последующую работу над собой. Что же такое самовоспитание?
Есть два определения: первое — как понятие, а второе как деятельность.
Итак, что есть понятие самовоспитание?
Самовоспитание — это организованная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование у себя положительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, которые определяются собственными интересами и потребностями общества.
С позиции деятельностного подхода самовоспитание представляет собой специфическую деятельность, направленную на самосовершенствование личности, и в ряду других оно является одним из основных путей всестороннего и гармоничного развития студента. Самовоспитание предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самоизучению, самосознанию, самоанализу и самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, товарищей по учебе, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку установки на постоянное самосовершенствование.
Не менее важным условием успешного учения и развития является понимание самими студентами своей роли в учебно-воспитательном процессе и осмысление, хотя бы в общих чертах, его теоретических основ. Студенты не учитывают того факта, что человек по своей природе является самоорганизующейся системой, способной к самоуправлению своим обучением, воспитанием и развитием т. е. являясь субъектом собственной деятельности. Он самостоятельно намечает свои цели, сам выбирает пути, способы и средства их реализации, действуя по схеме Ц (цель) — М (мотив) — С (способы и средства) — Р (результат). Сам же организует, регулирует и контролирует их выполнение
Тот факт, что самовоспитанием и самообразованием студенты начинают заниматься кто раньше, а кто позже, но не с началом профессионального обучения и воспитания, свидетельствует о зависимости самовоспитания и самообразования от индивидуальных особенностей личности: от ее природных данных; уровня общего развития; особенностей и уровня интеллектуального, эмоционального и волевого развития; от ее направленности (интересов, потребностей, взглядов) и т. д.
Занимаясь самовоспитанием, необходимо иметь в виду:
Познав самого себя, никто не
останется тем, кто он есть.