Разъяснение главы сорок второй относится и к этой главе.
Глава 45
ХУЛЯЩИЙ ВРЕМЯ ОБИЖАЕТ АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрет хулить время.
2. Хулящий время наносит обиду Аллаху.
3. Размышление по поводу изречения: «...ибо, истинно, Аллах есть время».
4. Ругающий время является хулителем Аллаха, даже если он не преследует такой цели в своём сердце.
Всевышний Аллах сказал:
«И сказали они: “Это ведь — только наша ближняя жизнь: умираем мы и живём, и губит нас только время”. Нет у них об этом никакого знания, они только предполагают!» * (Коленопреклоненная, 24).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Всевышний Аллах изрёк: “Меня обижает сын Адама [человек. — Ред. ], хулящий время, ибо Я есть время: Я чередую ночь и день” ** (Аль-Бухари 8/441 и 13/389, Муслим [2246]).
В другой ривайе сказано:
Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время. (Муслим (2246), Ахмад 2/395, 491, 496 и 499 от Абу Хурайры).
*Ибн Касир писал: «В этом аяте Всевышний сообщил о материалистах из среды неверных и мушриков, которые отрицают возвращение к Аллаху: «И сказали они: “ Это ведь — только наша ближняя жизнь: умираем мы и живём, и губит нас только время”..» Это значит: “Нет ничего, кроме мирской жизни: одни люди умирают, другие живут, и не будет после этого возвращения и Воскресения”. Так говорили арабы-мушрики, отрицавшие возвращение, так говорят философы-теологи, отрицавшие начало и возвращение, и философы-атеисты, отрицающие Творца и считающие, что каждые тридцать шесть тысяч лет всё возвращается к своему началу. Они предполагают, что это повторяется бесконечно, и тем самым противоречат разуму и считают ложными священные тексты. Поэтому они говорят: «... и губит нас только время». Всевышний Аллах продолжил: «Нет у них об этом никакого знания, они только предполагают!» Это значит: “воображают и фантазируют”.
**Ибн Xазм и другие захириты ошиблись, когда отнесли слово «ад-дахр» (время) к прекрасным именам Аллаха. Смысл выражения «Я есть время...» раскрывается в следующих за ним словах Аллаха: «...Я чередую ночь и день», — то есть всё, что происходит, и добро, и зло — в руках Аллаха, и если кого-то из людей постигает несчастье, то на это была воля Всевышнего.