Основные понятия и теоремы теории вероятностей. (4 часа)
Цель: изучить основные понятия, ознакомиться с методикой непосредственного подсчета вероятности, непосредственно элементами теории соединений (сложение и умножение вероятностей).
На лабораторном занятии формируются
знания:
- опредмете тории вероятностей,
- о понятиях «события» и «испытание»,
- о достоверных, невозможных и случайных событиях,
- об элементарных исходах, о благоприятствующих событию,
- о классическом определении вероятности,
- о статистическом определении вероятности,
- об относительной частоте события, её устойчивости,
-о сумме двух или нескольких событий,
- о теореме умножения событий,
- об использовании комбинаторики в курсе теории вероятностей,
умения:
- выполнение действий с разного вида событиями;
- подсчет вероятности событий;
навыки:
- использования формул комбинаторики в решении задач теории вероятностей,
- применение методов теории вероятностей в решении задачи практического характера.
|
|
Материально-техническое оборудование:
компьютерный класс.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Инструктаж по ТБ.
2.Проверка знаний студентов — их теоретической готовности к выполнению заданий.
3. Общее описание задания.
4. Выполнение заданий.
5. Оформление отчета о лабораторной работе.
6. Анализ
Глоссарий
Выучите определения следующих терминов:
понятия «событие» и «испытание», достоверные, невозможные и случайные события; несовместные, единственно возможные и равновозможные события, элементарные исходы; исходы, благоприятствующие событию, классическое определение вероятности, свойства вероятности, статистическое понятие вероятности, противоположные события; полная группа событий, сумма и произведения двух и нескольких различной классификации событий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Инструктаж по ТБ в компьютерном классе.
2. На лабораторном занятии используется фронтальная и индивидуальная формы работы.
Контрольные вопросы
1. Что обозначают понятия «событие» и «испытание»? (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
2. Дать определение достоверных, невозможных и случайных событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
3. Что изучает предмет теории вероятностей. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
4. Дать определение несовместных, единственно возможных и равновозможных событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
5. Что подразумевается под понятием элементарные исходы? Исходы, благоприятствующие событию. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
6. Дать классическое определение вероятности. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
7. Назвать свойства вероятности. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
8. Что такое относительная частота события, ее устойчивость? Статистическое понятие вероятности. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
|
|
9. Определить суммы двух и нескольких событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
10. Что такое сумма двух несовместных событий? (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
11. Назвать теорему сложения вероятностей двух несовместных событий; ее обобщение для нескольких событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
12. Противоположные события; теорема о сумме их вероятностей. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
13. Полная группа событий; теорема о сумме их вероятностей. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
14. Дать определение двух независимых событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
15.Указать определение нескольких попарно независимых событий. Определение двух зависимых событий (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
16. Дать определение произведения двух и нескольких событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
17. Назвать теорему умножения для независимых событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
18. В чем состоит теорема сложения для двух несовместных событий? (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
19. В чем заключается вероятность появления хотя бы одного из событий. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
3. Необходимо выполнить:
- представленные общие исходные задания;
- представленные индивидуальные задания для студентов;
- оформление отчета о лабораторной работе;
- защита лабораторной работы производится в индивидуальном порядке.
4. Задания (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
Общие:
Задача №1.
1. Абонент, набирая номер телефона, забыл последнюю цифру и набирал ее наудачу. Какова вероятность того, что набрана нужная цифра?
2. Брошена игральная кость. Найти вероятность того, что выпавшая грань – число очков делится на три.
3. В ящике 100 одинаковых деталей для комбайнов. Из них 4 нестандартных. Какова вероятность того, что наугад взятая деталь будет стандартна.
Задача №2.
1. Кубик, все грани которого окрашены, распилен на 1000 одинаковых кубиков. Найти вероятность того, что наудачу взятый кубик имеет 3 окрашенные грани.
2. Имеются 2 карты с буквой М и две карты с буквой А. Какова вероятность того, что открыв карточки прочтем слово «мама».
3. В корзине имеется 25 клубней картофеля, причем 5 из них заражены болезнью в скрытой форме. Какова вероятность того, что наудачу взятый клубень заражен болезнью в скрытой форме.