(«Словарь признаков»)
Качест- ва предме- тов | Слова-по- нятия, обо- значающие качества (признаки) предметов | Наличие слова в словаре ребенка | Сформиро-ванность соответст-вующего понятия | Неадек- ватная замена нужного слова- понятия другим | При- ме- ча-ния |
красный _________________________________
Цвет синий __________________________________
зеленый ________________________________
желтый ________________________________
черный _______________________________
белый _____________________________
коричневый _____________________________
голубой _____________________________
фиолетовый _____________________________
оранжевый ______________________________
серый ___________________________________
Слова, обозна-чающие качества предме- тов | Воспроиз- водимые детьми слова-лексемы | Наличие слова в словаре ребенка | Сфор-мирован- ность соответст-вующего понятия | Неадек-ватная замена нужного слова-понятия | При-ме- чания |
Форма круг ____________________________
предме- квадрат ____________________________
тов треугольник ____________________________
полукруг ____________________________
овал ____________________________
прямоугольник____________________________
|
|
________________________________________________________
Величина большой ___________________________
(размер) маленький ___________________________
предмета больше / побольше_______________________
меньше ___________________________
самый большой__________________________
самый маленький_________________________
Прост- длинный _____________________________
ранствен- короткий _____________________________
ные ха- высокий _____________________________
рактерис- низкий _____________________________
тики широкий ____________________________
предметов узкий _____________________________
толстый _____________________________
тонкий _____________________________
длиннее ____________________________
короче _____________________________
выше _____________________________
ниже _____________________________
толще _____________________________
тоньше _____________________________
__________________________________________________
Мате- деревянный /ая _________________________
риал, из стеклянный __________________________
которого бумажный __________________________
изготов- резиновый __________________________
лены железный __________________________
предметы стальной __________________________
шерстяной __________________________
фарфоровый ___________________________
Слова- понятия, обозна-чающие: | Воспро-изводи-мые детьми слова-лексемы | Наличие слова в словаре ребенка | Сформи- рован-ность соответствующего понятия | Неадек-ватная замена нужного слова- понятия другим | Приме- чания |
IV.
Простран- спереди ____________________________
ственные сзади ____________________________
представ- перед ___________________________
ления о вверху ____________________________
располо- внизу ____________________________
жении справа ____________________________
предме- слева ____________________________
тов около ____________________________
вокруг ____________________________
близко ____________________________
далеко ____________________________
ближе ____________________________
дальше ____________________________
________________________________________________________
|
|
V. Вре- сначала _____________________________
менные потом _____________________________
ориенти- после(чего либо)________________________
ры скоро/ не скоро__________________________
сразу после ____________________________
не сразу ____________________________
________________________________________________________
VI. Харак- быстро ___________________________
тер про- медленно ___________________________
текания без остановки___________________________
действия с остановками___________________________
(события) еле-еле ____________________________
во времен- очень быстро ___________________________
ном плане совсем медленно_________________________
VII. Утро ___________________________
Время День ___________________________
суток Вечер ___________________________
Ночь ____________________________
Утром ____________________________
Днем ____________________________
Вечером ___________________________
Ночью ____________________________
________________________________________________________
VIII .
Явления дождь _____________________________
природы снег _____________________________
ветер _____________________________
гроза _____________________________
молния (гром) __________________________
облака _____________________________
туман _____________________________
________________________________________________________
IX.
Матема - один ___________________________
тичес- много ___________________________
кие поня- немного ___________________________
тия (по- несколько ___________________________
нятия о ни одного ___________________________
количест- больше ___________________________
ве, мно- меньше ___________________________
жестве) поровну ____________________________
больше на один___________________________
меньше на один___________________________
VII. 2 Комплексный подход к диагностике и устранению
заикания у детей и подростков
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. известный отечественный невролог и психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.
По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического и психического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, осложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, заикание некоторые исследователи называют заболеванием центральной нервной системы в целом.
Заикание – нарушение речи, которое внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах.
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.