Приложения

Приложение 1.

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии *

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность го­сударственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образова­тельные учреждения:

• специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-ин- тернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нару­шениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и дру­гих детей с отклонениями в развитии.

Настоящее типовое положение распространяется также на спе­циальные классы, группы (в том числе для детей со сложными де­фектами) и группы продленного дня, создаваемые в установлен­ном порядке в образовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся воспитанников с отклоне­ниями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется - коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с отклоне­ниями в развитии (далее именуются - воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образователь­ные программы дошкольного, начального общего, основного об­щего, среднего (полного) общего и начального профессионально­го образования.

3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального го­сударственного образовательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адапта­ции и интеграции в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руковод­ствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоря­жениями Правительства Российской Федерации, международны­ми актами в области защиты прав ребенка, решениями соответ­ствующего органа управления образования, типовыми положени­ями о дошкольном, общеобра-зовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, насто­ящим Типовым положением.

6. Для государственных коррекционных учреждений настоя­щее Типовое положение выполняет функцию примерного.

I. Организация деятельности коррекционного учреждения

7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учреди­телями) и регистрируется уполномоченным органом в заявитель­ном порядке в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекцион­ного учреждения могут быть федеральные органы исполнитель­ной власти и органы исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения введение органов местного самоуправления допускается только согласия последних.

10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возни­кают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицен­зии (разрешения).

12. Коррекционное учреждение с момента регистрации при­обретает права юридического лица, имеет самостоятельный ба­ланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и дру­гих кредитных учреждениях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соот­ветствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его за­явлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и каче­ства обучения и воспитания требованиям специального государ­ственного образовательного стандарта.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение пред­ставляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемый министер­ством образования Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утвержда­ются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учрежде­ния, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о при­знании коррекционного учреждения аттестованным или не аттестованным.

14. Коррекционное учреждение проходит государственную ак­кредитацию в порядке, установленном Законом Российской Фе­дерации «Об образовании».

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекционное учреждение может реализовывать дополнитель­ные образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги (на договорной основе) за пределами оп­ределяющих его статус образовательных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяется уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуще­ствления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продлен­ного дня зависит от вида коррекционного учреждения

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специаль­ных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

— для глухих – 6 человек;

— для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразви­тием речи, обусловленным нарушением слуха ‒ 10 человек;

— для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недораз­витием речи, обусловленным нарушением слуха, ‒ 6 человек;

— для слепых ‒ 8 человек;

— для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек;

— для имеющих тяжелые нарушения речи - 12 человек;

— для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 10 человек;

— для имеющих задержку психического развития ‒ 12 че­ловек;

— для умственно отсталых ‒ 12 человек;

— для глубоко умственно отсталых - 10 человек;

— для имеющих сложные дефекты - 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социаль­но-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (груп­па) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

III. Образовательный процесс

18. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психи­ческого развития и индивидуальных возможностей воспитанни­ков, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществ­ляется исходя из региональных, местных, этнонациональных ус­ловий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора про филя труда, включающего в себя подготовку воспитанника для, индивидуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррек-ционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудова­нием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сен­сорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым кален­дарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанни­ков в коррекционном учреждении проводятся групповые и инди­видуальные коррекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих го­сударственную аккредитацию, выдается в установленном поряд­ке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

IV. Участники образовательного процесса

24. Участниками образовательного процесса являются педаго­гические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (за­конные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществ­ляется органами управления образованием только с согласия ро­дителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных пред­ставителей) на основании заключения психолого-педагогической
и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

27. Специальные классы (группы) коррекционного учрежде­ния комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагоги-ческого наблюдения в условиях образовательного про­цесса.

28 Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных предста­вителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педаго­гики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответ­ствующую переподготовку по профилю деятельности коррекци­онного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совме­стно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизичес­кого состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиеничес­кого и противоэпидемического режима, организацию физическо­го воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ори­ентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (за­конным представителям) о необходимости соблюдения охрани­тельного режима в домашних условиях в целях профилактики за­болеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводится ме­дикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. Управление коррекционным учреждением

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ус­тавом коррекционного учреждения.

Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуп­равления коррекционного учреждения являются совет коррекци­онного учреждения, попечительский совет, общее собрание, пе­дагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреждения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.

35. Непосредственное управление коррекционным учреждени­ем осуществляет директор (заведующий), прошедший соответ­ствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении дан- ного вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения не­сет ответственность перед родителями (законными представите­лями), государством, обществом и учредителем за свою деятель­ность в соответствии с функциональными обязанностями, предус­мотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII *

(Извлечение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: