В гостях у Дина Рида

«В социалистической ГДР, – говорит Дин Рид, – я нашел не только свой

дом. Я нашел союзников, которые помогают мне в творчестве». А творчество его сейчас развивается наиболее плодотворно. Он снимает фильмы и сам снимается в них.

Раз или два в неделю Дин выступает с концертами в школах и на молодежных вечерах, но никогда не требует денег за представления, в которых участвует. «Это мой политический долг. Это мои идеалы. Это часть моего дела».

Иногда, когда концерты следуют один за другим, идут переезды из города в город, из страны в страну, он чувствует себя очень усталым, но по возвращении домой бывает лишь одно желание – вновь петь и выступать на сцене. И ничего, кроме этого. Но он знает, что время требует большего.

Мое творчество носит ярко выраженный политический характер. Однако я против штампов, против развешивания ярлыков: этот, мол, исполняет политические песни, а тот – эстрадные. Я выступаю с политическими песнями, но пою и в стиле рок-н-ролла, кантри, диско, рэгги. И не вижу в этом противоречия. Ведь при социализме каждый, в том числе и каждый художник, должен активно участвовать в жизни общества и занимать четкую политическую позицию. Поэтому я против узкого понимания определения «политический певец». Вопрос о мире, к примеру, важен вообще для всех прогрессивных певцов, исполняют ли они политические песни под гитару, поют ли эстрадные песни с оркестром или исполняют рок-музыку. Мир нужен всем.

Стараясь идти в ногу со временем, певец, киноактер, режиссер, политический деятель Дин Рид всегда в гуще жизни, всегда окружен людьми самыми разными: молодыми и не очень, говорящими по-русски и по-английски, по-немецки и по-испански, по-французски и по-чешски. Вот он сидит на завалинке в подмосковной деревне, выступает в Голубом зале редакции газеты «Комсомольская правда», играет в снежки у Московского Дворца пионеров, дает концерты на ежегодном фестивале газеты австрийских коммунистов «Фольксштимме» в Вене, едет на гастроли в Чехословакию, записывает новые песни на студии грамзаписи «Супрафон» в Праге, снимает кинофильм о молодых строителях БАМа и Усть-Илимского лесопромышленного комплекса, выступает с концертами солидарности с чилийскими патриотами в Сантьяго, подвергая опасности свою жизнь... Его всюду знают и любят.

Популярность моя зависит прежде всего от того, хочу ли я сам быть популярным. Я понимаю, что это накладывает большую ответственность – за каждый жест, за отношение к людям, за каждый шаг в жизни. Иногда популярность мешает. Я не могу, например, пойти отдохнуть на пляж или побыть один в большом городе. Но, с другой стороны, очень хорошо, что во всех уголках земного шара у меня есть друзья.

Дин Рид... Ищущий, неугомонный, всегда шагающий в ногу со временем.

Как-то в беседе его в шутку спросили, не родственник ли он известного американского писателя Джона Рида. «Да, – ответил Дин, – по крайней мере по мировоззрению!» Он давно мечтает снять фильм по книге своего известного однофамильца «Десять дней, которые потрясли мир» и сыграть в нем роль Джона Рида...

В 1981 году Дин Рид женился на известной киноактрисе из ГДР Ренате Блюме.

Мы выбрали для свадьбы 22 сентября – мой день рождения. И это не случайно. Ведь начало новой жизни с Ренатой стало как бы моим вторым рождением. Мы познакомились в 1974 году, когда вместе снимались в фильме «Кит и компания», поставленном по мотивам рассказов Джека Лондона. Съемки велись в Советском Союзе. В то время эта красивая и талантливая женщина произвела на меня глубокое впечатление, но мы оба были несвободны и потому наши отношения вначале носили чисто дружеский характер.

В 1978 году я приступил к работе над лентой «Эль Кантор». Я искал актрису на роль жены главного героя. Всем сердцем чувствовал, что идеальной исполнительницей могла бы стать Рената. Мы встретились, и я сделал Ренате предложение сниматься в фильме. Она с радостью согласилась. С моим приятелем мы договорились, что он будет присматривать за сыном Ренаты Александром, пока будут идти съемки. Однако нашим планам не суждено было осуществиться. Дело в том, что как раз в то время кинорежиссер Лев Кулиджанов приступил к работе над многосерийным телевизионным фильмом «Карл Маркс. Молодые годы», который создавался совместно кинематографистами киностудий «Мосфильм» и ДЕФА. Рената была приглашена на роль Женни Маркс. Она снялась в фильме советского кинорежиссера. За исполнение роли Женни Маркс Рената была удостоена звания лауреата Ленинской премии. Думаю, что если б она смогла сниматься и в моем фильме, то и день нашей свадьбы был бы раньше. Однако я прекрасно понимаю, как важно было для Ренаты сняться в роли жены и друга Карла Маркса.

Однажды, накануне нового, 1981 года я без приглашения появился в доме Ренаты. Дома были ее родители. Должен признаться, что в свой первый визит я произвел большее впечатление на них, нежели на Ренату!

После этого мы стали встречаться так часто, как нам позволяло время. Я все лучше и лучше узнавал Ренату и полюбил ее. Это была любовь, которая объединила в едином союзе мое сердце и чувства с моими мыслями и разумом. Нет, это не была влюбленность, которая может на какое-то время ослепить человека. Это было растущее чувство любви, возникающее по мере того, как все ближе узнаешь любимого человека и все больше проникаешься уважением к нему. Никогда в своей жизни я не встречал такой красивой и такой талантливой женщины, которая была бы и хорошей матерью, и хорошим другом. Я никогда не встречал такой знаменитой женщины, которая была бы столь скромна, столь застенчива в повседневной жизни. Рената прекрасна не только потому, что прекрасен ее облик, – у нее красивая душа.

Мы оба, Рената и я, уверены, что наша работа, наше творчество помогают человеку стать лучше. Они вселяют в него уверенность в собственную правоту, дают ему новые силы для борьбы и преодоления трудностей, позволяют на какое-то время отвлечься от собственных проблем, заставляют его смеяться или плакать.

В настоящее время мы живем в Берлине вместе с сыном Ренаты Александром. Я счастлив, что могу быть ему отцом и другом. Ведь отец – это тот, в ком нуждается ребенок для решения своих насущных проблем. Я стараюсь быть отцом в полном смысле этого слова.

Ко дню нашей свадьбы с Ренатой я написал песню, в которой назвал ее «компаньера». Когда у власти в Чили находилось правительство Сальвадора Альенде, прогрессивные люди страны так называли своих жен. Слово «компаньера» означает, что женщина – это не только жена, а равный партнер в браке, что она не просто возлюбленная, но и товарищ и друг. Я счастлив, что нашел мою компаньеру. Вместе мы отдадим наши жизни служению человечеству.

...Рукопись готова. Я еду в юго-восточный район Берлина Раухфангсвердер, где живет Дин Рид. За полгода мы провели за пишущей машинкой бессчетное число часов. Дин наговорил несколько магнитофонных кассет. Как правило, это делалось далеко за полночь, после концерта; на кассетах записаны истории из его жизни.

Всякий раз, когда вхожу в дом Рида, я обнаруживаю там что-нибудь новое для себя. На стене появляются новые фотографии. Рядом с портретами Маркса и Ленина фотографии обеих дочерей, киноплакаты времен его работы в Италии, карикатура «Пиночет: разыскивается по обвинению в убийстве». Еще выше стала гора рукописей и стопка писем. Тут же небольшая шкатулка с наградами: золотая медаль Союза свободной немецкой молодежи имени Артура Беккера, чехословацкая медаль имени Юлиуса Фучика, болгарская медаль имени Георгия Димитрова, премия Ленинского комсомола, награды, полученные от комитетов защиты мира многих социалистических стран.

Дин разыскивает фотографию для этой книги, а я продолжаю задавать вопросы: ведь читателям любопытно узнать, чем живет Дин Рид.

– Какая музыка тебе нравится?

– Не оперная.

Дин лишь понемногу начинает входить во вкус симфонической музыки, фортепьянных концертов. Ничего удивительного. В Соединенных Штатах подобная музыка – досуг лишь для высших слоев общества. В родном городе Рида Денвере более полумиллиона жителей, но нет ни оперного театра, ни собственного симфонического оркестра, по пальцам можно пересчитать магазины грампластинок, в которых продают записи классической музыки.

– Кого ты больше всех любишь смотреть, слушать?

– Гарри Белафонте и Джейн Фонда. Читать – Марка Твена, Эрнеста Хемингуэя и Ромена Роллана.

Среди музыкантов ГДР ему нравятся «Октоберклуб», Катрин Линдер, Хольгер Биге, а также «Пудис», особенно когда ансамбль исполняет классический рок.

– Ты занимаешься спортом?

– Разумеется, 50 отжиманий каждое утро.

Можно, конечно, больше заниматься физической работой, поработать в саду, трава вон какая высокая, давно пора постричь газон, только такие занятия ему не по душе. Зато он завел дружбу с лихими мотоциклистами-«рокерами» из Раухфангсвердера, приобрел мотоцикл и гоняет по проселочным дорогам, пугая неосторожных пешеходов. Мотоцикл нравится ему куда больше машины. Его «Лада» (по слухам, вишневого цвета, теперь же она покрыта толстым слоем серой пыли), как правило, стоит в гараже. Дин пользуется автомобилем лишь по необходимости, а вообще он придерживается убеждения, что машина служит человеку, а не человек машине, как полагают некоторые.

– Любишь ли ты готовить?

Нет, этого про него не скажешь, хотя многие актеры стали еще более известными благодаря своим кулинарным способностям.

Вкусная еда? Почему бы и нет! Ему нравится итальянская кухня: спагетти, пицца, равиоли и каннелони, но, честно говоря, хороший кусок мяса с жареной картошкой его всегда устроит больше, а если добавить к этому еще немного овощей... Что же касается классической немецкой кухни, то он к ней не привык, да и пиво пьет без особого удовольствия...

Вопросов много, их можно задавать до бесконечности. Но зачем торопиться? Дин всегда у нас дома, и мы еще о многом успеем его расспросить.

Дорогие читатели!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: