Особенности поэтики Достоевского

Эстетический идеал Эстетическое часто служит выражением этического: «красотой мир спасется». В основе идеала - идея «соборности».
Герой 1) герой вступает в конфликт уже сложившейся, сформировавшейся личностью; 2) человек, по Достоевскому, не добр и не зол, он добр и зол одновременно; 3) каждый герой – идеолог, носитель идеи.
Категория двойничества Каждый герой имеет двойника: поскольку в общественно-исторической ситуации потерялись критерии добра и зла, душа усложнилась – «раздвоилась». Например двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин («Преступление и наказание»).
Сон Возможность другой жизни, организованной по иным законам, сон представляет собой исключительную ситуацию для испытания идеи. Например, сны Раскольникова («Преступление и наказание»).
Обращение к животрепещущим фактам реальной жизни Для Достоевского большое значение имел «газетный факт» как «элемент живой жизни». В основу написания романа «Преступление и наказание» легла прочитанная Достоевским статья о студенте, совершившем преступление.
Деталь Достоевский постоянно обращается к детали, через которую читателю открывается значимые аспекты концепции всего произведения. Виды деталей: предметная деталь, цветовая деталь, жест, взгляд и др. Например: топор, которым Раскольников убивает старуху и Лизавету; драдедамовый платок Мармеладовых, Евангелие, которое читает Соня и др. – предметная деталь; болезненный желтый цвет, преобладающий в колористике романа, тревожный красный цвет, доминирующий в пространстве обдумывания и подготовки преступления (первый сон Раскольникова, красные отвороты на сапогах Мармеладова, колечко с красными камешками, которое Раскольников оставляет в залог и др.) – цветовая деталь; « ненасытимое страдание» в чертах лица Сони – портретная деталь и др.
Символика В контексте романов Достоевского многие слова обретают символическое значение (в романе «Преступление и наказание»: кровь – символ преступления; Наполеон – символ власти и своеволия; Петербург – город «униженных и оскорбленных», в атмосфере которого задыхаются люди и др).
Речь персонажей Искусная имитация живой разговорной речи и естественности течения внутренней речи (широкое использование неполных предложений). Речь персонажей индивидуализирована, например: канцеляризмы в речи Лужина, славянизмы в речи Мармеладова, ироничная небрежность речи Свидригайлова и т.п.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: