Предисловие

Общая культура человека немыслима без культу­ры речевой. Вряд ли кто-то с этим может не согласить­ся. Правильная, яркая, эмоциональная, содержатель­ная речь человека — это залог и достижения взаимопо­нимания между людьми, и успешного общения с окру­жающими, и, наконец, профессионального успеха. Рече­вая культура придает уверенность в собственных силах, помогает правильно ориентироваться в любой жизнен­ной ситуации. Речевые же оплошности приводят к не­точности понимания, двусмысленности восприятия ска­занного и невольно могут вызвать ироничное отношение к говорящему и сделать человека объектом насмешек. В профессиональной сфере востребованы сегодня только те, кто может мыслить самостоятельно, кто свободно выст­раивает свое речевое поведение в соответствии с норма­ми, определенными системой языка, а также обществен­ными и профессиональными требованиями.

В речи, прежде всего, проявляется личность. Ин­теллект, чувства, интересы человека всегда отражают­ся в том, что и как он говорит. Быстрая или медлен­ная, отрывистая или плавная, многословная или лако­ничная, безошибочная или безграмотная, речь пред­ставляет собой способ раскрытия личности.

«По одежке встречают, — говорит русская послови­ца, — а по уму провожают». Где же, как не в речи, лучше всего проявляется уровень образованности чело­века, степень самостоятельности его мышления, общая его культура?! Как хотелось бы слышать вокруг речь, лишенную каких бы то ни было ошибок, точно пони­мать, что говорящий имеет в виду, а не переспрашивать при этом, уточняя необходимую для себя информацию!

К сожалению, далеко не каждый носитель языка понимает важность соответствия речи определенным нормам, выработанным в обществе на том или ином этапе его развития. Как известно, наиболее четко язы­ковая норма проявляется в письменной речи. По этой причине изучение русского языка в школе долгое вре­мя было сориентировано на умение использовать во время письма различные орфографические правила. Проверка грамотности при помощи диктанта стала для пишущих поистине суровейшим наказанием, но она все же позволяла определить степень владения ими языко­вой нормой, подчеркиваем, в письменной речи. Так уж сложилось, что на протяжении многих лет владение письменной речью, соответствующей нормам языка, было обязательным условием, позволяющим молодому человеку получить сначала аттестат зрелости, а потом возможность поступить в высшее учебное заведение.

Принятая ныне для контроля знаний по русскому языку система тестирования, может быть, даже расши­ряет возможности проверки сформированности навы­ков владения различными аспектами языка, в том чис­ле стилистикой, функционально-смысловыми типами речи, лингвистикой текста и т.д., но и тестирование, к сожалению, не учитывает специфику языкового мыш­ления проверяемого, его способность предложить свой — и тоже верный — вариант ответа, не предусмотренный составителями теста, собственную оценку того или иного языкового факта. Ведь тестирование — это тоже про­верка владения навыками письменной речи.

Невнимание к устной речи привело к серьезнейшим проблемам: устная речь учащихся, которая когда-то ста­вилась во главу угла при обучении языку, в настоящее время развивается недостаточно, и это становится пробле­мой общества. И вот уже мы используем слова, называе­мые «паразитами», чтобы восполнить недостаток или слов, или мыслей. И вот уже нам сложно пересказать содержа­ние читаемой книги, просмотренного фильма, увиденной ситуации. А ведь проблема, прежде всего, в нашем неже­лании понять простую истину: язык находит свое выра­жение в речи, а речь — это мы сами и есть. Какова наша речь — таковы мы, каковы мы — таково общество, каково общество — такова наша жизнь. В печати все чаще и чаще мы встречаем высказывания, в которых чувствуется беспокойство о судьбе русского языка. Не ста­нет ли наш «великий и могучий» язык обслуживать толь­ко массовую культуру с ее убогой грамматикой, бедным интернационализированным словарным составом и разру­шенной фразеологией? Не случайно сегодня поднимается вопрос о том, что нынешние средства массовой информа­ции тиражируют пороки современной речи, демонстриру­ют чрезвычайно низкую речевую культуру.

И вот уже мастера культуры, авторитетные специа­листы российской педагогики обращаются к обществен­ности, к руководителям телевизионных каналов и вла­дельцам СМИ России через «Литературную газету»: «Гос­пода! Мы, к сожалению, должны повторить, что идет целенаправленное, агрессивное засорение языка! Разного рода реклама, объявления и просто сообщения с помо­щью радио, телевидения и прессы просто издеваются над языком, невольно заставляя повторять и детей все эти «шоу», «синглы», «эксклюзивы», «саунды» и «бомон­ды». Не от этого ли и появляются сегодня иваны, не помнящие родства?.. Вместе со всеми почитателями со­временной русской литературы мы сегодня с болью в серд­це говорим: «Заговор невежества не должен пройти!»

Как это ни печально, но нельзя не согласиться с ироничным выводом академика Международной Акаде­мии информатизации М. А. Птушенко: «Кто мы? Если по-немецки научились говорить без переводчика, а по-русски никак».

Каждому сегодня следует понять, что культура речи — это неотъемлемая черта личности, показатель об­щечеловеческой культуры. Уместно вспомнить и сло­ва великого русского писателя А. П. Чехова: «В сущ­ности, ведь для интеллигентного человека дурно гово­рить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...»

Следует помнить каждому, что, совершенствуя свою речь, человек совершенствует самого себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: