Новый партнер

В одном из своих недавних исследований, мы показали, как Интернет заменяет друга или члена семьи при запоминании повседневной информации. Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow) из Колумбийского университета, Дженни Лю (Jenny Liu), работавшая тогда в Висконсинском университете в Мадисоне и один из авторов этой статьи (Дэниел Вегнер) попросили участников скопировать 40 запоминающихся фактов в компьютер (например: «Глаз страуса крупнее, чем его мозг»). Половине участников Эксперимента сказали, что работа будет сохранена в компьютере, другой половине сказали, что все будет стерто. Кроме того, половину людей из каждой группы попросили запомнить информацию независимо от того, вносилась она в компьютер или нет.

Мы обнаружили, что те, кто думал, что список фактов сохранен в компьютере, запомнили информацию гораздо хуже. По-видимому, люди рассматривали компьютер как партнера по той самой трансактивной памяти, которую мы изучаем уже несколько десятилетий. Люди перекладывали информацию в компьютер, вместо того, чтобы хранить ее в своей голове. Поразительно, что это происходило даже тогда, когда их специально просили запомнить. Похоже, что склонность выгружать информацию в компьютер настолько сильна, что люди зачастую не могут запомнить собственные мысли в присутствии виртуального «приятеля».

В других экспериментах мы выяснили, насколько легко человек готов воспользоваться Интернетом для ответа на вопрос. Для этого мы использовали тест Струпа, в котором испытуемым предлагается набор слов разных цветов и нужно определять цвет каждого слова независимо от того, что это слово значит. Фиксируя, с какой скоростью люди называют цвет каждого слова, мы можем сказать, насколько сильно это слово привлекает внимание. Если цвет называют медленно, мы можем заключить, что значение этого слова связано с чем-то, о чем думают испытуемые. Например, люди, лишенные пищи на протяжении 24 часов, будут медленнее называть цвет слова, которое как-то связано с едой, чем те, кто проходит тест в сытом состоянии. Если слова имеют непосредственное отношение к текущим потребностям испытуемого, их невозможно проигнорировать и поэтому они влияют на скорость реакции.

В нашей работе испытуемым предлагалось два задания: одно после выполнения теста с простыми вопросами, а второе после попытки ответить на сложные вопросы. В тесте Струпа слова были связаны либо с Интернетом (например: слово Google. Написанное красными буквами, или Yahoo – синими), либо с известными торговыми марками (например: Nike желтыми буквами, или Target – зелеными).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: