Всезнающий друг

Мы получили потрясающие результаты. После сложного вопроса, на который испытуемый не мог ответить самостоятельно (например: «Правда ли, что на флагах всех стран есть как минимум два разных цвета?»), люди существенно медленнее отвечали, какого цвета слово, если оно было связано с Интернетом, но замедления не наблюдалось, если определяли цвет слова из другого понятийного поля. Это значит, что как только люди сталкиваются с вопросом, на который не знают ответа, они вспоминают про Интернет. По-видимому, когда нам требуется информация, которой мы не знаем, нашей первой мыслью бывает обратиться к Интернету – «всезнающему другу», который предоставит нам эти сведения в ответ на простое нажатие кнопки, тем более голосовую

команду. По мере того, как мы перекладываем на компьютер ответственность за многие виды информации, мы можем заменять наших потенциальных партнеров по хранению трансактивной памяти - друзей, членов семьи и других людей – на постоянное подключение к компьютерной сети, которая, кажется, знает все.

Во многих случаях использование именно Интернета, а не друзей и знакомых вполне осмысленно. На первый взгляд эти петабайты информации, рассеянные по Всемирной паутине, имеют некоторое сходство с тем, что имеется в головах друзей. Интернет хранит информацию, извлекает ее при ответе на вопросы и даже общается с нами удивительно человеческим образом, вспоминая о нашем дне рождения или реагируя на голосовые команды.

С другой стороны, Интернет не похож на кого-либо, с кем мы общались ранее: он всегда рядом, всегда бодрствует и знает почти все. С помощью смартфона вы можете получить значительно больший объем информации, и если не выключится электропитание, то он, в отличие от человека, никогда ничего не перепутает и не забудет.

Поразительная эффективность Интернета резко контрастирует со старыми методами поиска. Чтобы получить информацию у друзей, сначала надо найти среди них того, кто предположительно знает то, что вам нужно, потом переждать, пока он будет откашливаться или бормотать себе под нос, ища в закромах своей памяти ответ. Для поиска информации в книге, вам может потребоваться пойти в библиотеку, порыться в каталоге и поблуждать среди полок, чтобы определить где находится нужный вам материал. Этот поиск факта или цитаты среди знакомых или в справочнике как раз и подчеркивает нашу зависимость от внешних источников информации.

Google и «Википедия» кардинально изменили ситуацию. При использовании Интернета, различия между внутренней и внешней информацией (то, что знаем мы и то, что знают другие люди) стираются. Информация, поступающая из Сети, доходит к нам иногда быстрее, чем то, что мы можем вспомнить самостоятельно. Скорость, с которой результат поиска появляется на экране смартфона, способствует исчезновению границ между нашими личными воспоминаниями и обширными цифровыми богатствами Интернета. Недавно мы провели эксперименты в Гарвардском университете, чтобы выяснить, в какой степени люди встраивают интернет в ощущение собственного «я». При этом, мы снова постарались разобраться, насколько легко наши мысли обращаются к поисковым системам при решении повседневных вопросов. Перед началом исследования мы разработали шкалу для измерения того, как люди оценивают возможности собственной памяти. О тех, кто соглашался с утверждениями «Я умный» и «Я хорошо запоминаю всякие вещи», можно сказать, что у них высокая самооценка в области когнитивных способностей.

Мы просили людей ответить на некоторые вопросы, используя или не используя Google, а потом предложили им оценить себя по нашей шкале. Самооценка оказалась достоверно выше у тех, кто только что пользовался Интернетом для поиска ответов на вопросы. Удивительно, но даже когда ответы были дословно скопированы из Интернета, у людей возникала иллюзия, что это было сделано за счет их собственных умственных способностей, а не за счет поисковой системы.

Чтобы убедиться, что завышенная оценка собственных умственных способностей не вызвана тем, что с помощью Google испытуемым удалось ответить на большинство вопросов, мы провели дополнительное исследование, в котором люди, не пользовавшиеся поисковыми системами, получали ложное сообщение, что они правильно ответили почти на все вопросы. Даже когда участники обеих групп верили, что ответили одинаково хорошо, те, кто пользовался интернетом, считали себя умнее.

Это означает, что завышенная оценка собственных способностей после обращения к Google обусловлена не только правильностью ответов на вопросы. По-видимому, использование поисковой системы дает людям ощущение, что Интернет стал частью их собственных когнитивных способностей. Результат поиска воспринимался не как имя или дата какого-то события, скопированные с сайта, а как информация из собственной памяти, что позволяло испытуемым приписывать себе результат работы Google. Такая иллюзия хранения воспоминаний, одновременно в сером веществе мозга и в Интернете, достаточно забавна. Пришедший «информационный век», по-видимому, создал поколение людей, которым кажется, что они знают чрезвычайно много, хотя на самом деле их зависимость от Интернета означает, что они знают об окружающем мире совсем мало.

С другой стороны, возможно, мы становимся частью «Интернет-сознания» и когда-нибудь создадим новый интеллект, который не будет больше привязан к отдельным воспоминаниям, хранящимся, исключительно в нашем мозге. Освободившись от необходимости помнить факты, мы сможем использовать ресурсы нашего мозга для каких-нибудь важных задач. Может быть, удастся объединить творческий потенциал отдельных людей и обширную информацию из Интернета для создания лучшего мира и исправить некоторые из множества ошибок, которые мы допускаем до сих пор.

Поскольку прогресс в вычислениях и передаче данных размывает границы между собственным мышлением и компьютером, мы можем преодолеть некоторые ограничения памяти и мышления, заложенные в человеческих когнитивных способностях. Но это не означает,, что существует опасность потерять нашу собственную идентичность. Мы просто объединимся с чем-то большим, формируя трансактивное сотрудничество не только с другими людьми, но и с информационными ресурсами невиданной мощи.

Авторы: Дэниел Вегнер (Daniel M. Wegner) был профессором психологии в Гарвардском университете. Помимо всего прочего, он изучал трансактивную память и вытеснение переживаний. Вегнер умер в июле 2013 года после продолжительной болезни; Адриан Уорд (Adrian F. Ward) защитил диссертацию по психологии в Гарварде под научным руководством Вегнера. Старший научный сотрудник в Колорадском университете в Боулдере.

Дополнительные источники:

· Transactive Mevory: A Contemporary Analysis of the Group Mind. Daniel M. Wegner in Theories of Group Behavior. Edited by Brian Mullen and George R. Goethals. Springer. 1986.

· Google Effects on Memory: Cognitive Consequenses of Having information at Our Fingertips. Betsy Sparrow et al. in Science. Vol. 333, pages 776-778; August 5, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: