Тема: Основные культурные доминанты ХХ века

Культурная антропология

I семестр

Осипова Нина Осиповна

среда с 15.30 отработка лекций и семинаров

зачет (автомат: без пропусков и ответы на всех семинарах)

Тема: Основные культурные доминанты ХХ века

Конец XIX – начало ХХ века, как правило, воспринималось, с одной стороны, возможным началом новой жизни и надеждой, а с другой стороны – ощущением тревоги, безотчетного страха, кризиса и потерь. О магическом воздействии хронологических циклов на жизнь человека размышляли еще античные философы. Вопрос состоит в том, почему культура зачастую в периоды смены эпох и столетий характеризуется как кризисная.

Основными «событиями» ХХ века, перевернувшими картину мира, стали:

v Научно-техническая революция (в основном в сфере естественных наук) – огромное количество открытий, принципиально изменившее представление о мире: открытие строения атома, теория относительности, попытка проникнуть во внеземное пространство. Эти открытия повлекли за собой грандиозный кризис религиозной системы, главный образом христианской. Этот кризис привел к ощущению разлада, разочарования, аморализма, к скепсису, возникновению различных мистических учений и сект, а в конечном счете – к общему культурному кризису;

v Кризис философской мысли, который шел рядом с религиозным кризисом. Получил новый интерес к идеалистической философии Канта, Шопенгауэра, Ницше. Стремительно растет интерес к язычеству и средневековью, поэтому и Ницше, и находящиеся под его влиянием философы пытаются создать новую философию и новую религию, соединив в ней черты предыдущих религий.

v Психоанализ Фрейда, который шел в разрез с рациональными теориями XIX века. Под эгидой психоанализа разрушилась целостная художественная картина мира. Психоанализ Фрейда оказал огромное влияние на художественное творчество и привел к отказу от реалистических начал XIX века и попытке проникнуть в глубины человеческого разума. Сюда же относится концепция Анри Бёргсона, занимавшийся психоанализом в искусстве, Й. Хейзинга. Философское осмысление этих процессов принадлежит испанскому философу Ортега-и-Гессету. В частности, в его монографиях, статьях о Сезанне, статье “Дегуманизация искусства”, “Кризис гуманизма” философ выделил основные культуры, при этом дегуманизацию он представляет ни как отказ от человеческого и понимая человека, а как право писателя/художника на собственную интуицию, не совпадающую с общечеловеческой моралью и принципами. Кроме того, Ортега исходил из аксиомы о том, что изменения в культуре происходят каждые 30 лет (продуктивный возраст каждого поколения), поэтому для него ХХ век начинался примерно с 10х годов. При этом «ломку» культуры Ортега показывает на примере изобразительного искусства, которое стремится деформировать реальность, «разбить» человеческий аспект через иронию, мифологию, отказ от реалистичных форм.

v Открытие кинематографа, т.к. он открывал определенный взгляд на мир, который был близок, с одной стороны, мозаичности, а с другой, удивительным образом совмещал к себе натурализм и иррационализм/виртуальность.

v Развитие массовой культуры, которое формировалось через печать, фотографии, кинематограф, литературу. Она была описана Оргета-и-Гессетом и Эрихом Фроммом. В прошлые эпохи культура была иерархизирована, т.е. развивалась по иерархии также как и общество. За каждым слоем общества были определенные устойчивые типы сознания. Большую роль сыграла доступность образования для всех. Массовая культура создавала потребность в массовой литературе, в отличие от концептуально авторской.

Литература массового спроса она составляет основной объем книжной продукции как XIX века, так и сегодня. Главное ее свойство – она развивается вне течений и направлений, а ее главной моделью является жанр. Шпионские романы, женские романы, полицейские романы, триллеры, детективы и т.д. – эта литература имеет особые формы функционирования (бесцеллер, покетбук, дайджесты).

Детектив. Истоки детектива как жанра восходят к романтизму, основателем можно назвать Эдгарда Алана По, дальше были Герберт Честертон, Конан Дойль, Агата Кристи и др. После них появилась целая плеяда самых разных детективщиков. Некоторые детективы объединяют интересный сюжет и язык, но в целом – это игра правил и жесткая схема, простой язык и некий формат обыденности.

Шпионский роман. Первые романы – 12 романов Флеминга о Бонде. Образы Бонда и его врагов стали стереотипными.

Триллер. Это сенсационный мистический или боевиковый жанр с напряженным сюжетом. Триллер может сопутствовать фантастике, мистической литературе, детективам и т.д. Психологический триллер восходит к Эдгарду По, но классиком жанра в ХХ веком является Стивен Кинг. Его первый роман «Кери» (1974г), за которым последовала целая череда произведений. В более позднем своем творчестве Кинг больше обращается к хорреру, к более подробному изображению смерти.

Фантастика. Это целая группа жанров. Она стоит на стыке классической традиции Жуля Верна и Герберта Уэллса и литературы массового спроса. В ХХ веке фантастика стала выполнять еще одну функцию: сквозь фантастическую канву писатели показывали сложные социально-философские проблемы, связанные с войной, устройством общества, проблема власти и т.д. Эти формы стали называться условными формами в литературе, т.е. когда произведение посвящено не фантастической форме, но решено именно через нее. Внутри фантастики выделяется такой жанр как фэнтези, построенный, в отличие от фантастики, на модели мифологии и волшебной сказки.

Женские романы. Истоки женского романа в классике: Джейн Остен, Шарлотта Бронте, Маргарет Митчелл и др. Эти истории написаны женщиной, включены в определенную историческую ситуацию.

Жестких границ между жанрами не существует, поэтому в большинстве типов можно обнаружить промежуточные явления.

Второй поток литературы ХХ века – литература культурного запроса. Она представлена в двух формах, при этому четких жанровых границ в ней нет. Основные модели – модернизм и реалистическая модель. Этот пласт литературы отражает измененный тип сознания человека, остро реагирующего на катаклизмы и катастрофы эпохи. Эта литература показывает кризисную ситуацию сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: