Термин " антиутопия " был введен в 1868 году английским экономистом и философом Джонном Миллом. Он прозвучал в речи в английском парламенте и использовался для обозначения экономической ситуации. Английская промышленная революция обнаружила свои недостатки и просчеты (в контексте этих проблем и был произнесен этот термин).
Применительно к культуре термин был использован Максом Патриком в 1952 году в одной из статей, помещенных в сборники "В поисках утопии". Он первоначально не относился к литературе, речь шла о культуре в целом. Одновременно термин распространился и на другие виды искусства, в частности, на кинематограф.
Наибольшее количество антиутопий появилось, начиная с 30-х годов ХХ века, по сей день. Антиутопия как некая социально-философская концепция формировалась с конца XIX – начала XX века. Слово "утопия" получило распространение в 1516 году после публикации романа Томаса Мора. (у него утопией назывался остров).
Утопия – это:
- вид социального мышления, направленный на изображение определенного социального идеала (у Мора это общество, где нет социальной иерархии - все люди равны по своим социальным принципам);
- утопия является синонимом всего невозможного во многих сферах - социальной, научной, технической, повседневной и т.д. (человек, пишущий утопию э то осознает).
Вслед за Томасом Мором линию утопий продолжил Томазо Компанелло - "Город Солнца или идеальная республика". В отличие от Мора, люди в городе солнца равны не только по социальным признакам, но и по нравственным качествам.
У истоков утопии лежит миф - языческий, христианский (пр: Атлантида).
Новый взлет утопии связан с веком Просвещения, так как век просвещения стал продолжением ренессансной модели человека (просвещенный человек не может делать глупостей, именно такие люди могут создать идеальное государство) (пр: Свифт "Путешествие Гуливера", Вольтер "Кондида" - попытка гуманизации отношений между миром и личностью).
Следующий этап распространения утопий связан со второй половиной XIX века – с рассветом научной фантастики. Это связано, прежде всего, с Жулем Верном и Гербретом Уэлсом. В основе этих произведений вера в НТП. В то же время многие понимали, что НТП опасен другими результатами - происходит понимание того, что техника и технический прогресс может разрушить равновесие материальных и культурных сил. Мартин Хайдегер позже определит это мышление как "вычисляющее мышление" (прагматичное, "Человек становится рабом вещи" – Бердяев). Технические открытия делают из человека машину. Одним из первых эту опасность описал Эдвард Джордж Бульвер-Литтон – английский писатель с своем романе "Грядущая раса" в 1970 году.
В этот же период времени начинает развиваться евгеника, основателем который стал Г. Мендель - наука о генетических взаимосвязях и наследственности.
Таким образом, к началу ХХ века уже складываются условия для появления антиутопии, как способа мышления человека. Антиутопия представляет собой сомнение в возможности идеально выстроенного мира и самое главное - мысль об опасности этого мира (если идеальный мир и будет создан, то это будет очень опасный мир)
Антиутопии:
|
|
Социальная антиутопия разворачивается на возможности создания и реализации какой-либо социальной модели. Такой социальной моделью выступила идея создания социалистического государства, где все равны, идея создания комунизма; неслучайно, что первый антиутопии разворачивались вокруг русского сюжета. В них часто смешивались научно-техническая антиутопия и социальная.
Основные особенности антиутопии:
1) действие происходит в государствах, которые строятся под влиянием определенной социальной концепции;
2) место действия замкнуто географически (остров, город, клиника);
3) время в антиутопии неисторично (не привязано ни к каким особым хронологическим событиям, но вполне понятно читателю);
4) обязательное включение в антиутопию культурного героя, который вносит дисбаланс в утопический мир и стоит в оппозиции к существующему строю/порядку;
5) повествование идет в виде дневника, воспоминаний;
6) обязательно есть любовная линия, противостоящая законам;
7) мифологическая/фантастическая форма подачи материала.
Сегодня говорить о социальных антиутопиях в таком количестве не приходится (при высоком проценте научно-фантастических антиутопий). В любом варианте сохраняется конфликт между цивилизацией и культурой.