1. Раскройте основные социально-педагогические и клинико-психологические аспекты, проблемы психопатологии и дефектологии. Результаты оформите в виде таблицы:
Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты интеллектуальных нарушений
Аспекты | В рассмотрении психопатологии | В рассмотрении дефектологии | Совместное достижение наук |
Социально-педагогические | |||
Клинико-психологические |
2. Раскройте связь клиники интеллектуальных нарушений с другими дисциплинами медико-биологического цикла: невропатологией, психопатологией, основами генетики.
3. Покажите значение клиники интеллектуальных нарушений как основы для изучения олигофренопедагогики, олигофренопсихологии и психолого-педагогических аспектов ЗПР.
4. Раскройте основные понятия клиники интеллектуальных нарушений. Дополните словарь следующими понятиями: прогредиентность, интеллектуальная недостаточность, ген, хромосома, генотип, кариотип, асинхрония развития, высшая нервная деятельность, высшие психические функции, этиология, патогенез, психогигиена, психопрофилактика, компенсация, коррекция.
|
|
5. Дайте исторический обзор развития клинического изучения интеллектуальных нарушений. Заполните таблицу:
Этапы клинического изучения интеллектуальных нарушений
Этап | Персоналия | Основные труды | Вклад ученого |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
6. Раскройте понятие дизонтогенеза. Дайте характеристику вариантов психического дизонтогенеза.
7. Подготовьте доклады по темам: «Патоморфология умственной отсталости», «Энцефалопатический фактор и патофизиология интеллектуальных нарушений», «Этиология умственной отсталости», «Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости», «Экзогенные (внутриутробные, перинатальные и постнатальные) факторы возникновения умственной отсталости», «Умственная отсталость инфекционного происхождения», «Роль интоксикаций в возникновении умственной отсталости», «Умственная отсталость травматического происхождения».
8. Влияние алкоголизма родителей на потомство.
9. Заполните таблицу «Классификации умственной отсталости».
Основание классификации | Авторы классификаций | Формы умственной отсталости |
10. Раскройте роль наследственных факторов в возникновении интеллектуальных нарушений у детей. Используя материалы лекций, «Словарь» и учебные пособия, охарактеризуйте основные группы наследственных заболеваний, в клинической картине которых преобладает умственная отсталость.
|
|
11. Какова роль медико-генетического консультирования в профилактике и лечении некоторых форм интеллектуальной недостаточности у детей?
12. Каков клинический контингент детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях VIII вида?
13. В чем состоят особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей?
14. Какова структура интеллектуальных нарушений, особенности речи, психомоторики, эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка?
15. В чем состоят особенности соматического и неврологического состояния умственно отсталого ребенка?
16. Дайте клиническую и психолого-педагогическую характеристику человека с разной степенью умственной отсталости: легкой, умеренной, тяжелой, глубокой.
17. Основные принципы диагностики интеллектуальных нарушений.
18. Задачи и основные методы пренатальной и ранней диагностики отклонений в развитии у детей.
19. Дифференциальная диагностика олигофрении и резидуально-органических деменций, слабоумия при шизофрении и эпилепсии, от задержек психического развития.
20. Определение задержки психического развития. Систематика (по Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, В.В. Ковалеву).
21. Этиология ЗПР.
22. Клинико-нейропсихологические механизмы ЗПР у детей.
23. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Основные принципы лечения, социальной адаптации и реабилитации.
24. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Темы контрольных работ
1. Место и роль знаний клинических основ интеллектуальных нарушений в практической деятельности специалиста в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
2. Роль наследственности и среды в возникновении интеллектуальных нарушений у детей.
3. Классификации интеллектуальных расстройств.
4. Умственная отсталость инфекционного происхождения.
5. Умственная отсталость травматического происхождения
6. Умственная отсталость при семейном алкоголизме.
7. Диагностика интеллектуальных нарушений у детей.
8. Клиническая характеристика контингента детей, посещающих образовательные учреждения 8 вида.
9. Клиническая характеристика контингента детей, посещающих образовательные учреждения 7 вида.
10. Лечебно-педагогическая работа в учреждениях 7 и 8 видов.
11. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития.
12. Ранняя диагностика и профилактика нарушений интеллекта у детей.
13. Методы лечения интеллектуальных нарушений.
14. Деменция.
15. Клиническая характеристика детей группы риска.
16. Взаимосвязь медицинских и педагогических работников в работе по профилактике и лечению нарушений интеллекта у детей.