· Точечные (разовые, отдельныеизменения)
· Системные
· Стратегические
По назначению
· Направленные на повышение эффективности производства
· Направленные на обогащение содержания труда
· Направленные на повышения управляемости организации
· Направленные на повышение качества продукции
· Направленные на сохранение здоровья, улучшение образования, досуга и т.д.
По результативности
· Внедренное и полностью использованное нововведение
· Внедренное, но слабо использованное нововведение
· Не внедренное
Проектируя то или иное нововведение очень важно знать на какой контингент работников оно может опираться, чьи интересы. Цели, ценности совпадают с задачами нововведения. Чем шире социальная база нововведений, тем легче их внедрять, тем меньше будет сопротивление. Всякое нововведение ведет к нарушению устойчивости организации и вызывает в ней напряжение. В любой организации как и в обществе существуют некие стандарты поведения и межличностного общения, которые связываются естественно, стихийно или носят договорной характер. Они являются нормой для данной организации, придают ей стабильность и определенность отношениям людей. В то же время нормы являются универсальным элементом традиций организации и в процессе развития они также эволюционизируют и на определенном этапе возникает потребность их пересмотра или даже изменения. Именно в это время возникает шанс для изменения, которые нарушают традиции и нормы и являются своеобразной «патологией».
Таким образом, новое возникает награни недозволенного сегодня и становится общепризнанным завтра.
Этапы нововведений
Любое нововведение имеет свой «жизненный цикл».
6. На основе поступающей из внешней среды информации фиксируется необходимость перемен и возникает некий импульс к изменениям.
7. Идет осознание потребности в изменении и признание несостоятельности прежних норм, принципов, идеалов, ценностей.
8. Начинается поиск новшества
9. Организуется разработка новшества (проектирование)
10. Выявляется реакция на изменения и принимаются меры преодоления возможного сопротивления.
11. Начинается процесс освоения инноваций (эксперимент, внедрение).
12. Диффузия или тиражирование, многократное повторение инновации.
13. Рутинизация.
14. Устаревание и исчерпание возможностей. (Прочесть у Пригожина и обсуждение на семинаре).