Контрольные вопросы
Раздел 1. Роль и место человека в организации
1.1. Организация как социальная система
Под организацией (применительно к социальному объекту, каковым является таможенная система), понимается объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. [27, с. 848]
Федеральная таможенная система, как и любая другая система, разви- вается в следующих направлениях. [23, с. 33]
Связано с совершенствованием средств и технологий, степенью механизации,
автоматизации и информатизации трудо- вых процессов и т.д.
|
Выражает формы собственности, уровень специализации и кооперирования; систе- му организации и оплаты труда; структу- ру и методы управления и т.п.
|
Охватывает персонал организации с его традициями, предпочтениями, интеллектуальным потенциалом,
профессионально-квалифицированными качествами; способы удовлетворения материальных и духовных потреб- ностей работников; межгрупповые
и межличностные отношения, морально- психологический климат в коллективе
|
Таким образом, социальную среду организации (взаимосвязанную с тех- нической и экономической сторонами ее функционирования) составляют материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут со своими семьями и в которых происходит рас- пределение и потребление благ, складываются реальные связи между лич- ностями, проявляются их морально-этические ценности. [23, с. 33]
Различают две формы организаций: формальные и неформальные объ- единения.
Формальные организации (например, ФТС России) основываются на разделении труда, обусловленном официальными целями и задачами, главной функцией организации, закрепленными в ее уставе, других норма- тивных документах (иерархическая система построения структуры функци-
Раздел 1. Роль и место человека в организации 9
ональных элементов и подсистем; система коммуникаций, обеспечивающая их взаимодействие; подсистема регуляторов трудовых отношений; технико- технологические нормы, программы, правила служебного поведения, прин- ципы и формы мотивации, поощрения и принуждения и т.п.).
Неформальная организация, существующая наряду с формальной, воз- никает стихийно (на почве личных симпатий и связей, общих интересов, товарищества) и проявляется как ее социально-психологическая разновид- ность (Союз ветеранов таможенной службы). Внеформальная же разновид- ность проявляется в решении служебных задач способами, неприемлемы- ми для формальной организации (использование должностного положения и связей в личных целях).
Основу организаций составляют трудовые коллективы (трудовые общ- ности) — объединения людей, осуществляющих совместную трудовую дея- тельность. Предметом взаимодействия и отношений между членами тру- дового коллектива (персонала) являются заданные извне трудовые цели, функции и роли. [23, с. 53]
Поэтому складывание трудовых коллективов представляется сложным, порой противоречивым, социальным процессом. Это означает, что эффек- тивность деятельности организации как социальной системы напрямую за- висит от таких характеристик коллектива (персонала), как:
— ценности, разделяемые его большинством;
— сплоченность;
— уровень квалификации и общей культуры его членов;
— дисциплинированность и ответственность;
— трудовая и общественная активность;
— конфликтность;
— конструктивность (деструктивность) деятельности неформальных групп (организаций) и т.п.
Искусство управлять коллективом организации (персоналом) заключа- ется в умелом формировании трудовой общности и использовании творче- ского потенциала каждого для достижения поставленных программ и целей. В связи с этим очень важно находить и применять наиболее эффективные приемы и способы взаимодействия формальной и неформальной подсистем организации.
1.2. Управление персоналом как составная часть общей теории управления организацией
Наука управления персоналом формировалась вместе с формировани- ем теории управления на заре промышленной революции (в последней чет- верти XVIII века). [23, с. 27]
То есть теория и практика управления персоналом явились основой управления как науки. Исходя из того, что за прошедшее время роль
1930–1940-е гг.
|
| — ориентация отделов кадров на ведение переговоров и заключение трудовых договоров
| |
|
| |
| — организация общего контроля за деятельностью по управлению персоналом
| |
| | — принятие законодательных актов, регулирующих прак- тику управления персоналом, призывавших к заключе- нию коллективных договоров и осуждавших дискримина- цию членов профсоюзов
| |
| |
|
человека в организации (по поводу производства, распределения, обмена, оказания услуг и т.п.) существенно менялась, соответственно развивались и теории управления персоналом.
1.2.1. Теории управления персоналом
Современная наука управления персоналом подразделяет теории на следующие группы:
— классические;
— человеческих отношений;
—
человеческих ресурсов.
Становление службы управления персоналом требовало обеспечения их специалистами управленческого профиля. Возникают новые профессии:
— агент по найму;
— управляющий по зарплате и пенсиям;
— секретарь по благосостоянию;
— специалист по технике безопасности;
—
1950–1960-е гг.
|
| — внимание к проблемам правового обеспечения систе- мы управления персоналом, разработка внутриоргани- зационных и регламентирующих документов (стандар- тов, нормативов в области организации и оплаты труда)
| |
|
| |
| | — создание на предприятиях бюрократического админи- стративного аппарата
| |
| | — начало использования коллективных форм организа- ции труда
| |
| | — переход от жесткого нормирования труда к исчисле- нию размеров вознаграждения в зависимости от конеч- ного результата работы
| |
| | — допуск работников к участию в прибыли организации
| |
| |
|
специалист по обучению и трудовым отношениям и т.п.
1.2.2.
Ф. Тейлор, Ф. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвиль,
М. Ве-бер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.
|
Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликард, Р. Блейк и др.
|
А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.
|
С начала 1930-х гг. до начала 1970-х гг.
|
Начало 1970-х гг. до наст. времени
|
Этапы развития управления персоналом и их характеристика
Характеристика (содержание)
|
До 1990 года управление персоналом было, по существу, основной функ- цией руководителя, занимавшей до 80% его рабочего времени. [23, с. 28]
Однако к началу 1970-х годов чрезмерная бюрократизация управления персоналом вступила в противоречие с потребностями развития научно- технического прогресса, что стало причиной падения удовлетворенности трудом, высокой текучести кадров, усиления отчужденности персонала в производстве.
Рубеж 1890-х — начало 1930-х гг.
|
| — создание специализированных подразделений по най- му, учету рабочего времени с передачей им части функ- ций по управлению персоналом (отделы кадров)
| |
|
| |
| | — обращение внимания на отношения между работодате- лем и наемным работником
| |
| | — выяснение настроения рабочих, представление их тре- бований руководству
| |
| | — поощрение рабочих за многолетний труд и преданность организации
| |
| | — ведение некоторыми жилищно-бытовыми вопросами
| |
| — оформление кадровой документации
| |
| |
|
1970–1990-е гг.
и наст. время
|
| Начало процесса демократизации управления, проявление интереса работников к участию в управлении
| |
|
| |
| Переход кадровых служб, наряду с оперативным, к перспек- тивному, долговременному планированию трудовых ресурсов
| |
| | Внедрение новых методов работы с персоналом, обеспечива- ющих учет интересов предпринимателей и работников
| |
| | Службы управления персоналом строят работу на основе стратегического планирования
| |
| | Расширение гарантий занятости, обучение и переподготовка работников
| |
| |
|
1.3. Человек как субъект жизнедеятельности и объект управления
Управление персоналом как наука отражает всю многогранность чело- века как субъекта жизнедеятельности.
1.3.1.
Человек как субъект жизнедеятельности и объект управления
Теория получает новые знания путем изучения, описания и классифи- кации процессов и явлений, функциональных взаимосвязей и закономер- ностей, прогнозирования ситуаций. Управление на практическом уровне занимается использованием, изменением и преобразованием реальных ситуаций, разработкой конкретных моделей, предложений для повышения эффективности использования потенциала человека и, в конечном итоге, достижения поставленных перед коллективом целей и задач.
Поэтому наука управления персоналом опирается также и на знания, относящиеся к другим научным дисциплинам.
1.3.2.
носитель определенной телесной конструкции, физиче- ского здоровья, воспроизводитель людских ресурсов
|
экономический
|
| производитель и потребитель продуктов и благ
|
|
социальный
|
| член определенной группы:
— семейно-родственной;
— демографической;
— этнической;
— профессиональной и т.д.
|
|
|
политический
|
| гражданин, избиратель, член общественной, творческой,
политической организации, союза
|
|
|
|
правовой
|
| обладатель определенных прав и обязанностей
|
|
культурный
|
| носитель определенной системы ценностей, норм,
обычаев, традиций
|
|
|
|
разумный
|
| имеющий интеллект, некую сумму знаний
|
|
нравственный
|
| разделяющий те или иные моральные убеждения
и ценностные ориентации
|
|
|
|
эмоционально- волевой
|
| наделенный определенным характером и психологическим складом
|
|
конфессиональный
|
| исповедующий какую-либо религию или атеист
|
|
различающийся по полу, возрасту, образованию, стажу трудовой деятельности
|
Наука управления персоналом и ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами
|
Экология
и физиология труда
|
Трудовое, административное и др. отрасли права
|
Теория целостности человека
|
Законы: управления, производства, распреде-ления, обмена и т.п.
|
Влияние на человека факторов окружающей среды, санитарно-гигиенических условий и т.п.
|
Характер и содержание труда, соотношение стимулов и социальных аспектов
|
Поведение людей, формальные и неформальные отношения в процессе профессиональной
и общественной деятельности
|
Правовое регулирование взаимоотношений, прав, обязанностей, ответственности
|
Регулирование межличностных отношений
|
Проблемы власти и управления на различных уровнях социальной организации, например, таможенной системы
|
Общественная и научная организация труда
|
Отсюда следует, что наука управления персоналом затрагивает сущ- ностную деятельность и поведение человека во всех сферах — биологиче- ской, экономической, технической, технологической, информационной, со- циальной и носит двухуровневый характер: теоретической и прикладной.
1.3.3. Соотношение понятий «трудовые ресурсы», «персонал»,
«кадры», «человеческие ресурсы»
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны (все занятые в экономики и не занятые, но способные трудиться), которая в силу психофизиологических качеств, способна производить мате- риальные блага или услуги. [23, с. 53–54]
Термин «персонал» впервые введен в употребление в англоязычной ли- тературе как общее название всех работников организации, имеющих ква- лификационные различия и должностную принадлежность.
В европейских государствах, в том числе России, распространение на- шел термин «кадры».
В последние годы в отечественной литературе широко применяются оба эти термина, хотя термин кадры применяется более ограниченно (отдел ка- дров, кадровый резерв, кадры управления).
Переосмысление роли и места человека в производственной деятель- ности, связанной с научно-техническим прогрессом, и отношением к чело- веку, как личности с присущими ей интересами, психологией, ценностны- ми ориентациями и т.п., привело к появлению вместо «персонала» понятия
«человеческие ресурсы в науке и практике управления США (70-е годы XX века).
Понятие «человеческие ресурсы более емкое по содержанию, так как представляет собой совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств личности. [23, с. 57]
С 1980-х годов в теории и практике экономики, социологии и управле- ния начал применяться новый термин — «трудовой потенциал», ставший более объемным и разносторонним понятием, так как «потенциал» (от лат. Potencia — сила) — это источники, возможности, средства общества, отдель- ной личности, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.
1.4. Классификация персонала организации
1.4.1. Понятие персонала
Исходя из различных определений, данных в научных трудах (Егоршин А.П., Ивановская Л.В., Кибанов А.Я., Сербиновский Б.Ю. и др.), близких по значению и содержанию, сформулируем понятие «персонал».
Под «персоналом» понимается объединение составных частей тру- дового коллектива (всего личного состава, всех наемных работников), взаимосвязанных определенным образом и целенаправленно действующих
для достижения целей организации (предприятия), а также групповых и личных целей работников.
Правомерно и следующее определение: персонал — это все работники, выполняющие производственные или управленческие функции, то есть осуществляющие деятельность, направленную на выпуск продукции, вы- полнение работ и оказание услуг с использованием материальных, финан- совых и информационных ресурсов.
По характеру трудовых функций персонал любой организации подраз- деляется на рабочих и служащих, имеющих свою классификацию.
Рабочие (производственный персонал)
|
Младший обслуживающий персонал
|
Служащие (управленческий персонал)
|
Рабочие непосредственно создают материальные ценности или оказы- вают услуги производственного характера (обслуживание), а также занятые оказанием не связанных с основной деятельностью услуг (дворники, убор- щики, водители и т.п.).
Служащие осуществляют управление производством, административно- хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические и прочие функции. То есть относятся к профессиональной группе работни- ков, занятых преимущественно умственным (интеллектуальным) трудом.
1.4.2.
Категории персонала таможенных органов
Структура таможенных органов состоит из аналогичных категорий пер- сонала в соответствии со штатным расписанием.
Штатное расписание отражает организационно-штатную структуру та- моженного органа, соотношение категорий должностей, количественный и качественный состав, специальные звания и классные чины, соответству- ющие этим должностям.
Структурное подразделение
|
Штатное расписание — документ, дающий руководителю таможенного органа право на укомплектование персонала должностными лицами и ра- ботниками в соответствии с квалификационными требованиями.
Осуществляют принятие решений по всем функциям управления
|
Реализуют отдельные управленческие функции
|
Коммерческие, малые и средние предприятия
|
Категории должностных лиц таможенных органов
| ФТС РФ
| Региональное таможенное управление
|
Таможня
| Руководство (от начальника таможенного органа до начальника отделения)
| Не более 30%
| Не более 35%
| Не более 20%
| Главный инспектор, Главный государ- ственный таможенный инспектор, По- мощник (советник) начальника тамо- женного органа, Ведущий специалист 3 разряда, Ведущий инспектор
|
Не более 50%
|
Не более 40%
|
Не более 40%
| Старший инспектор, Старший государ- ственный таможенный инспектор, Стар- ший специалист 1–3 разряда
| Не более 20%
|
Не более 20%
| Не более 20%
| Инспектор, Государственный таможен- ный инспектор, Специалист 1–3 разряда, Младший инспектор
|
|
Не более 15%
| Не более 20%
|
|
Нормативы штатной численности подразделений таможенных органов и соотношение категорий должностей сотрудников и государственных граж- данских служащих устанавливаются ФТС России. [17]
Референты, экономисты, бухгалтеры, инженеры, техно- логи, конструкторы, проекти- ровщики, маркетологи и т.п.
|
служащие- технические специалисты
|
Машинистки, курьеры, операторы, водители, кладовщики, лифтеры и т.д.
|
главные
| ведущие
| старшие
| специалисты
|
|
Разделение специалистов предприятия (организации) производится в зависимости от результатов их труда: управленческая информация, ин- формация в области техники и технологии производства; вспомогательные работы в управленческом процессе. [20, с. 15]
Основой отнесения персонала к той или иной группе является зани- маемая должность, т.е. штатная единица организации, первичный эле- мент в структуре управления ею, характеризующийся совокупностью прав, обязанностей и ответственности работника, выполняемыми им трудовыми функциями.
К должностным лицам таможенных органов относятся сотрудники, имеющие специальные звания, и государственные гражданские служащие, которым присваиваются классные чины. Правовой статус сотрудников уста- новлен Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ [3], государственных служащих — Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граж- данской службе Российской Федерации». [4]
Для обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных рас- писаниях предусмотрены должности работников, оплата труда которых про- изводится в соответствии с разрядом по Единой тарифной сетке (ЕТС).
Совершенствование организационно-штатной работы осуществляется в соответствии с Положением об организационно-штатной работе в тамо-
|
|
| Действительный государственный советник РФ 3,2,1 класса
| |
| высшая
| |
| |
| |
| Государственный советник РФ 3,2,1 класса
| |
| главная
|
| |
| |
| |
| ведущая
|
| Советник РФ 3,2,1 класса
| |
| |
| Референт государственной граж- данской службы РФ 3,2,1 класса
| |
| старшая
|
| |
| |
|
| |
| младшая
|
| Секретарь государственной граж- данской службы РФ 3,2,1 класса
| |
| |
|
|
| |
|
женных органах РФ и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России. Требования этого Положения основаны на указах Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной го- сударственной гражданской службы» и от 11.05. 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы».
Государственные гражданские служащие
|
Одним из видов управленческой деятельности являются организа- ционно-штатные мероприятия. [17]
— деятельность по рациональному и эффективному ис- пользованию штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органом для выполнения воз- ложенных задач
|
— совокупность мероприятий по созданию, реорганиза- ции, ликвидации или изменению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданской службы
|
Организационно- штатные мероприятия
|
1.5.
|
| Майор ТС
|
| старший
|
| Подполковник ТС
|
|
|
| Полковник ТС
|
|
|
| Мл. лейтенант ТС
| | средний
| |
| Лейтенант ТС
| |
|
| Ст. лейтенант ТС
| |
| | Капитан ТС
| |
| |
|
Кадровый состав таможенных органов РФ
сотрудники таможенных органов
|
Кадровый состав таможенных органов
| Классификация (принадлежность)
|
| Состав должностей
|
| Спец. звание, классный чин, разряд ЕТС
|
|
начальствующий
|
| Генерал-майор ТС
| |
| | Генерал-лейтенант ТС
| | высший
|
| Генерал-полковник ТС
| |
| |
|
| Действительный государственный советник ТС РФ
| |
| |
|
В таможенных органах РФ в силу их специфичности (соединение го- сударственной гражданской и государственной правоохранительной служб) принята следующая классификация персонала: сотрудники, государствен- ные гражданские служащие и работники бюджетной сферы.
Работники бюджетной сферы
|
1.6.
| Руководители
|
| 16–18-й разряд ЕТС
| |
| |
| Специалисты
| 12–15-й разряд ЕТС
| |
| |
| Работник (по кон- тракту, трудовому договору)
|
7–11-й разряд ЕТС
| |
| |
| Обслуживающий персонал
| 1–6-й разряд ЕТС
| |
| |
|
Концепция управления персоналом и философия организации
В последнее десятилетие произошли значительные изменения в произ- водственной сфере, связанные с научно-техническим прогрессом.
Компьютеризация производства, возрастание его наукоёмкости, внедре- ние робототехники и информационных технологий приводят к сокращению численности персонала, изменению отношению к нему и, в конечном счете, повышению его роли во всех производственно-технологических процессах. Растет удельный вес работников высокой квалификации, специалистов и руководителей со специальной профессиональной подготовкой.
Наглядно эти процессы просматриваются в переходе от экстенсивного развития таможенной системы (рост числа внутренних и приграничных таможенных органов, появление новых функциональных подразделений в 90-х гг. прошлого столетия) к интенсификации технологических процес- сов, основанных на изменившейся материально-технической базе таможен- ных органов, современных технологиях и передовом зарубежном опыте.
Следовательно, современная организация таможенной деятельности предъявляет к персоналу объективные требования необходимости наличия у него таких качеств, как:
— высокое профессиональное мастерство;
— способность принимать самостоятельные решения;
— навыки коллективного взаимодействия;
— владение таможенными и информационными технологиями;
— творческие и организаторские способности и т.п. [23, с. 85]
1.6.1. Концепция управления персоналом в таможенных органах
Концепция управления персоналом таможенных органов состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных систем. [21, с. 297]
Философия управления персоналом в различных странах имеет боль- шие отличия. [23, с. 96]
Философия управления персоналом
|
| Система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение:
— сущности, содержания, целей и задач;
— критериев, принципов и методов управления персоналом
| |
|
| |
Концепция управления персоналом
|
| |
Система организационно-практических подходов к форми- рованию механизма ее реализации в современных услови- ях функционирования таможенных органов
| |
| |
| |
| Основывается:
На традиционных ценностях нации и теории человеческих от- ношений
| |
|
| | Английская
|
| | Предусматривает:
— уважение личности работника;
— искреннюю доброжелательность;
— мотивацию работника и поощрение достижений;
— обеспечение высокого качества работ и услуг;
— систематическое повышение квалификации;
— гарантии достойного заработка
| |
| |
| |
|
| Построена на:
— конкуренции, поощрении индивидуализма работников;
— четкой ориентации на прибыль компании и зависимости лич- ного дохода от неё
| |
|
| | Американская
|
| | Характеризуется:
— четкой постановкой целей и задач;
— высоким уровнем оплаты персонала;
— поощрением потребительских ценностей;
— высоким уровнем демократии в обществе;
— социальными гарантиями
| |
| |
| |
|
Таким образом, Концепция включает:
— разработку методологии управления персоналом таможенных орга- нов;
— формирование системы управления персоналом;
— разработку технологии управления персоналом.
| Основывается на традициях:
— уважения к старшему;
— коллективизма;
— всеобщего согласия;
— вежливости и патернализма
| |
|
| | Японская
|
| | Преобладает:
— теория человеческих отношений;
— преданность идеалам фирмы;
— пожизненный наем сотрудников;
— постоянная ротация персонала;
— создание условий для эффективного коллективного труда
| |
| |
| |
|
Основу Концепции управления персоналом таможенных органов в на- стоящее время составляют всё возрастающая роль личности работника, зна- ние его мотивационных установок, умение формировать их и направлять в соответствии с целями и задачами, стоящими перед таможенной системой России.
1.6.2. Философия организации
| Основывается на:
— духовной общности людей;
— понимании ценностей каждой личности;
— удовлетворении духовных и физиологических потребностей
| |
|
| | Российская
|
| | Сохраняет традиции:
— четкой дисциплины;
— коллективизма;
— эффективности;
— повышения уровня жизни и сохранения социальных га- рантий и благ работников
| |
| |
| |
|
Под философией организации понимается совокупность внутриорга- низационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, восприни- маемая всеми членами коллектива и подчиненная главной цели организа- ции. [23, с. 86]
Задача системы управления персоналом организации в философском смысле заключается не только в удовлетворении потребности организации в укомплектовании персоналом, но и в наиболее полном удовлетворении потребностей самих работников.
Соблюдение философии организации ведет к безусловному успеху и благополучию во взаимоотношениях персонала, эффективному развитию организации, а нарушение — к развитию конфликтов, снижению результа- тивности функционирования, имиджа организации.
22 Н.Н. Просянников. Управление персоналом в таможенных органах
Следует сказать, что российская философия управления персоналом за- висит от форм собственности (государственная, акционерная, на базе госу- дарственной, частная — малый и средний бизнес), величины организации, региональных и отраслевых особенностей и поэтому многообразна. Если крупные организации (например, ФТС России, госкорпорации и т.п.) сохра- няют свои традиции, то организации малого и среднего бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, довольно жест- кого и не всегда гуманного отношения к сотрудникам со стороны собствен- ника, минимальной демократизации управления.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под организацией?
2. Каковы направления развития организации?
3. Что лежит в основе социальной среды организации?
4. Формальная и неформальная организации: общее и различия.
5. Каковы теории управления персоналом?
6. Периодизация этапов развития управления персоналом и их харак- теристика.
7. Что отражает наука управления персоналом и почему?
8. Обоснуйте двухуровневый характер науки управления персоналом.
9. Охарактеризуйте объективность взаимосвязи науки управления персоналом с другими научными дисциплинами.
10. Каково соотношение понятий «трудовые ресурсы», «персонал», «ка- дры» и «человеческие ресурсы»?
11. Проклассифицируйте персонал организации.
12. Что такое штатное расписание организации?
13. Что собой представляют организационно-штатные мероприятия?
14. Какова классификация кадрового состава таможенных органов?
15. Сущность концепции управления персоналом.
16. Что собой представляет философия организации?
РазДЕл 2.
Методология управления