Когда наступит полное импортозамещение / ведомости / 08. 09

Андрей Синицын

Санкций и антисанкций оказалось недостаточно для развития отечественных производителей. Импортозамещение требует введения все новых норм регулирования.

Очередная инициатива Минпромторга предполагает расширить запрет на использование импортной строительной техники. Для госзаказчиков он действует уже более года, теперь будет вводиться для господрядчиков: доля техники, произведенной в Таможенном союзе, с 2017 г. должна у них составлять 10%, к 2021 г. – 50%. Участники рынка и эксперты жалуются, что упадет качество работ.

Ограничение импорта для госзакупок уже работает в легкой промышленности, производстве медтехники, машиностроении, планируется в радиоэлектронной промышленности и сфере IT. В августе Минпромторг предложил расширить список медицинских изделий, запрещенных для госзакупок, что вызвало волну критики во врачебном сообществе – многие позиции в списке невозможно качественно заместить российскими аналогами, а значит, уровень помощи в государственных клиниках резко снизится.

Вводятся ограничения по закупкам госкомпаний – правительство хочет согласовывать их планы с возможностями отечественных производителей. Предложение ввести для госкомпаний квоту на закупку инновационных продуктов или услуг тоже можно сюда отнести – ведь правительство хочет развивать таким образом отечественные инновационные бизнесы.

Можно подозревать за этими новациями какой-то лоббизм отечественных производителей. С тех пор как в российском руководстве возобладало мнение о полезности санкций, импортозамещение стало аргументом для 90% ходоков по министерским кабинетам, считает Вадим Новиков из РАНХиГС.

Из этого можно сделать вывод, что конкуренция возникает между ходоками и побеждают самые близкие.

Но это частности. Общий эффект состоит в том, что рынок не может обеспечить импортозамещения – ведь оно предполагает ухудшение качества и удорожание товара или услуги. Поэтому импортозамещение возможно только государственным принуждением. Свежая инициатива Минпромторга показательна в этом плане.

В стране кризис, компании стараются прильнуть к бюджету. Обязывая их быть российскими для получения господряда, мы решаем часть проблемы. Далее мы обязываем госкомпании закупать отечественное и, таким образом, в нашей огосударствленной экономике и при падении доходов населения практически перекрываем кислород обычному бизнесу. Коммерческие критерии (качество, цена) для менеджмента теряют смысл – главное, быть отечественным, тогда получишь подряд.

Если такая практика просуществует достаточно долго – а еще надо учитывать, что весомая доля стоимости госзаказа уходит в карман известно кому, – мы сможем достичь полного и окончательного импортозамещения, нирваны импортозамещения. Но для этого государственное принуждение должно быть безжалостным, каковым оно будет вряд ли.

«У подрядчиков, у которых в лизинге зарубежная техника, возникает жуткая проблема» / КОММЕРСАНТ / 08.09

Строителей, перевозчиков и коммунальщиков переведут на российскую технику

Господрядчиков намерены заставить использовать российскую технику. Только при таком условии строители, коммунальщики и перевозчики смогут претендовать на госзаказ. Минпромторг разработал соответствующий проект постановления правительства, сообщает газета «Ведомости». Согласно документу, к 2017 году господрядчики будут обязаны иметь в парке минимум 10% оборудования из России или стран Таможенного союза. А к 2021 году доля такой техники должна составить уже 50%. Эта мера может стать дополнительной для развития производства, уверен первый зампред Комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев.

«Для госзакупок очень важно, чтобы российский производитель имел некие преференции, хотя мне кажется, что существуют гораздо более действенные и эффективные механизмы, которые можно применять наряду с этой инициативой Минпромторга. Импортозамещение в очень многих областях и отраслях сдерживается не тем, что наша продукция менее конкурентоспособна западной. Проблема только в одном: в отсутствии доступа реального сектора к длинным и недорогим деньгам», — уверен Гутенев.

Госзаказчикам больше года запрещено покупать некоторую импортную технику. В том числе бульдозеры, катки, экскаваторы, автобусы, грузовики и уборочную спецтехнику. Однако многие компании уже по экономическим причинам отказываются от зарубежного оборудования, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

«У всех крупных подрядчиков, у которых в лизинге зарубежная техника, возникает жуткая проблема, потому что контракт номинировали либо в евро, либо в долларах. Платежи просто не соотносятся по балансу с теми деньгами, которые в рублях я зарабатываю в России. По тем позициям, когда я действительно могу заменить технику, мне не нужно никакого постановления правительства, я и сам это сделаю. Существуют позиции, по которым такой замены нет, физически еще не изобретена эта техника и не сделана на заводах России, Белоруссии и Казахстана», — рассказал «Коммерсантъ FM» Блинкин.

Запрет на использование импортной техники в госзаказах снизит конкуренцию в реальном секторе экономики, а значит, отрицательно скажется на промышленности. В этом уверен зампред комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский.

«Раз это будет по принуждению, то это уже гарантия спроса, значит, можно не особенно заботиться об уровне продукции, об ее обновлении и так далее. Если бы это было, например, стимулированием покупки, то это более сложный и длительный процесс, а так, пожалуйста, в принудительном порядке покупайте и все», — отметил Рудашевский.

По данным газеты «Ведомости», в Минэкономразвития отрицательно относятся к ограничениям по использованию импортной техники. В министерстве считают, что компаниям придется дополнительно покупать российское оборудование, что увеличит их затраты. В Росавтодоре отметили, что подрядчики подведомственных ему учреждений уже используют 10% российской техники.

Полина Смертина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: