Россия выступила за ненастойчивое развитие / коммерсант / 28. 09

С трибуны ООН Сергей Лавров отверг политику санкций и «навязывания ценностей»

Россия намерена и дальше поддерживать развивающиеся страны, при этом «не пытаясь учить их, как им строить свою жизнь». Об этом вчера заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на саммите по устойчивому развитию, который проходит в рамках Генассамблеи ООН. Участники саммита приняли программу из 17 целей, достижение которых за 15 лет должно сделать мир лучше. Ключевая из них -- «покончить с бедностью во всех ее формах». За тем, как главы государств и министры договорились до 2030 года сказку сделать былью, наблюдал в Нью-Йорке корреспондент «Ъ» ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.

Произнося речь с трибуны Генассамблеи ООН за день до президента РФ Владимира Путина, министр раскритиковал -- пусть и довольно мягко -- лидеров западных стран за то, что их слова не всегда совпадают с делами. «Мы не пытаемся учить партнеров, как им строить свою жизнь, не навязываем политические модели и ценности»,-- подчеркнул Сергей Лавров. Еще один укол был нанесен в связи с санкционной политикой Запада. «Достижению целей устойчивого развития прямо противоречит практика введения односторонних мер принуждения,-- заявил министр.-- Подобные нелегитимные действия должны быть прекращены». Конкретизируя, Сергей Лавров упомянул американское эмбарго в отношении Кубы, однако явно имел в виду не только его.

Вместо санкций, по мнению Сергея Лаврова, мир должен развивать интеграционные процессы -- такие, например, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Лидер входящей в ЕАЭС Белоруссии Александр Лукашенко вчера, кстати, выступил едва ли не с самой острой речью из тех, что звучали на саммите. В частности, он предупредил, что дальнейшая эскалация кризиса на Украине станет еще одним шагом «к глобальному конфликту, а возможно, к новой мировой войне уже в центре цивилизованного мира». «Нам до сих пор не удалось восстановить тот баланс сил, который был утерян с распадом СССР. Нет баланса сил, нет мира, нет стабильности»,-- перечислял проблемы Александр Лукашенко.

Глава МИД РФ в своей речи особое внимание уделил усилиям России по поддержке союзников. «Объемы нашего содействия международному развитию в прошлом году возросли более чем на 20%. Только по линии ООН было предоставлено свыше $127 млн, а общая сумма помощи по методологии Организации экономического сотрудничества и развития составила $875 млн»,-- отметил Сергей Лавров.

Министр пообещал, что Москва готова «активно способствовать» реализации новой программы ООН, принятие которой и было целью саммита. Новая инициатива -- это продолжение так называемых целей развития тысячелетия, одобренных членами ООН в 2000 году. Правда, вопреки своему названию, рассчитаны они были лишь на 15 лет. Тогда целей было восемь, сейчас -- 17, при этом они делятся на 169 конкретных задач. Первый пункт новой программы, которая разрабатывалась около трех лет,-- «покончить с бедностью во всех ее формах».

Также в планах обеспечение здорового образа жизни населения, равенства полов, доступа к стабильной энергетике, экономического роста, создание рабочих мест, борьба с нехваткой продовольствия и климатическими изменениями. Последнее, по мнению авторов инициативы, особенно важно, так как глобальное потепление может похоронить под собой все достижения последних лет в гуманитарной сфере.

К столь важному делу, как принятие программы развития человечества на ближайшие 15 лет, организаторы саммита подошли с размахом: они провели ряд дорогостоящих сопутствующих мероприятий. Так, в разных регионах -- от Северного полюса до Австралии -- было поднято 17 флагов (по количеству поставленных целей). Один из них теперь развевается в Москве на Красной площади -- его торжественно поднял фигурист Евгений Плющенко. Также в связи с саммитом была организована массовая рассылка SMS-сообщений: почти 1 млрд пользователей мобильной связи в течение недели получат на свои телефоны информацию о целях устойчивого развития. Еще одна инициатива -- проведение «глобальных уроков», в ходе которых в общей сложности примерно 500 млн детей узнают об итогах саммита.

Жители Нью-Йорка (или по крайней мере Манхэттена) о решениях мировых лидеров уже узнали. В субботу корреспондент «Ъ» стал свидетелем многотысячных очередей, которые буквально окольцевали Центральный парк. Около 50 тыс. человек стремились попасть на фестиваль «Гражданин мира» в поддержку целей устойчивого развития. До позднего вечера выступления ведущих американских поп-звезд перемежались речами президентов разных стран, Мишель Обамы, Билла Гейтса, лауреата Нобелевской премии мира Малалы Юсуфзай и других знаменитостей. Билеты на концерт были бесплатными, но их надо было заработать тем или иным способом -- например, подписать петицию к Конгрессу США о необходимости принятия закона о глобальной продовольственной безопасности.

В своей речи Сергей Лавров выдвинул ряд конкретных инициатив: выступил за реформу МВФ и Всемирного банка за счет усиления позиций развивающихся стран, а также предложил создать центр ООН по охране и восстановлению лесов. Ряд стран, однако, заявили о себе куда громче. В первую очередь речь о Китае: председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на саммите, рассказал о создании Пекином фонда с начальным взносом $2 млрд -- деньги помогут развивающимся странам выполнить цели устойчивого развития. Также китайский лидер пообещал «продолжить наращивать инвестиции в наименее развитые страны, планируя довести их сумму до $12 млрд к 2030 году».

Впрочем, даже с такой поддержкой со стороны КНР полностью реализовать амбициозную инициативу ООН будет непросто. Об этом свидетельствуют результаты выполнения предыдущей программы: в то время как одни страны достигли многих целей развития, другие даже не приступили ни к одной.

Переговоры ВОЗ и стран ЕАЭС об охране здоровья

ВОЗ намерена содействовать России в возобновлении сотрудничества со странами G8 по вопросам здравоохранения / РИА АМИ / 25.09

Всемирная организация здравоохранения намерена оказать России содействие в возобновлении активного сотрудничества со странами большой восьмерки, ВОЗ и ООН в области медицины. По мнению представителей ВОЗ, успехи здравоохранения России показывают необходимость сотрудничества мирового сообщества с Россией по вопросам здравоохранения на уровне равноправного партнерства, несмотря на сложности в международной политической обстановке.

Такое мнение было высказано в ходе встречи российской делегации с представителями ВОЗ в рамках переговоров со странами-участницами Таможенного союза ЕАЭС в области охраны здоровья. Как рассказала корреспонденту РИА АМИ заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева, принимавшая участие в Евразийском женском форуме, предложение о возобновлении партнерского сотрудничества России со станами G8 было сделано на фоне успехов по профилактике смертности и неинфекционных заболеваний в нашей стране. «Мы выполнили 4 и 5 Целей развития тысячелетия, - сказала Татьяна Владимировна. – В частности, мы снизили материнскую и младенческую смертность в 4,5 раза. Кроме того, Россия имеет самые высокие показатели по снижению табакокурения и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Наши успехи в снижении смертности новорожденных вызывают удивление у мирового сообщества еще и потому, что в отличие от Канады, Америки и Европы, которые имеют огромный опыт по выхаживанию детей весом до 500 граммов, мы только начали такую работу. И при этом смертность и инвалидность младенцев у нас не только не увеличилась, но снизились. Этот феномен очень интересует представителей ВОЗ».

По словам Татьяны Яковлевой, Всемирная организация здравоохранения прогнозировала статистическое увеличение младенческой смертности в 2,5 раза после изменения критериев живорожденности (согласно приказу Минздрава РФ № 1687н, живыми теперь считаются даже 500-граммовые младенцы при норме от 2700 до 4000 граммов, – примеч. ред.). Однако даже после принятия новых критериев младенческая смертность в России понизилась в 2,5 раза, достигнув за 7 месяцев 2015 года показателя в 6,6 смертей на 1 тысячу родившихся, что соответствует Европейскому уровню младенческих потерь.

Ярослав Агафонников

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла ФРГ в России Рюдигера фон Фрича

«Санкции - это инструмент, а не наказание» / ПРОФИЛЬ / 28.09

Алексей Баусин

Глава немецкого дипломатического представительства в Москве Чрезвычайный и Полномочный Посол Рюдигер фон Фрич рассказал «Профилю», стала ли Германия действительно единой и когда Евросоюз снимет с России санкции

- По данным статистики, жители бывшей ГДР зарабатывают меньше и пенсии у них меньше, чем у тех, кто живет на территории бывшей Западной Германии. Удалось ли Германии стать действительно единой за прошедшие 25 лет?

-Если сравнивать показатели по Германии в целом, то зарплаты в бывшей ГДР составляют где-то 80 процентов от уровня западных земель. Так что различия есть, это верно. Но объясняются они в значительной степени и особенностями структуры экономики, в т. ч. отраслевой структуры. Кроме того, в восточной части Германии значительно выше доля малых предприятий, где уровень оплаты труда ниже, чем на крупных производствах. Стоит отметить, что подобный разброс в заработной плате существует и на западе между различными федеральными землями.

Стала ли Германия единой? Это очень сложный вопрос, и простого ответа на него нет. Но хотел бы отметить: нас самих удивляет, насколько успешно мы справились с таким масштабным вызовом. Конечно, трудно количественно оценить все усилия по объединению Германии, но за эти годы в развитие восточных земель было инвестировано от 1,5 до 2 триллионов евро.

Позвольте расскажу анекдот. Недавно кто-то задал вопрос: «А как дело обстоит с занятостью у людей из Восточной Германии?» Ответ: «Это просто, у нас женщины становятся федеральными канцлерами, а мужчины - федеральными президентами».

-История не знает сослагательного наклонения, но все же - были допущены какие-то ошибки при объединении Германии? Или же таких ошибок не было вообще? Ведь ваш опыт изучали в Южной Корее, где в перспективе не исключают воссоединения с коммунистическим Севером...

-Сегодня легко говорить о том, что что-то можно или нужно было делать иначе. Да, наши южнокорейские друзья очень тщательно изучают наш опыт и, конечно, делают свои выводы.

Но мне хотелось бы особо отметить один момент, и это тот опыт, которым мы можем поделиться: действительно, подготовиться к подобной ситуации практически невозможно. Да, мы мечтали об объединении Германии, да, мы на это надеялись, но конкретный процесс все равно оказался непредсказуемым. Нам пришлось принимать специфические решения с учетом всего многообразия внешнеполитических факторов, и прежде всего политической ситуации на тот момент в Советском Союзе. И мы никогда не забудем ту роль, которую в объединении Германии сыграл Советский Союз под руководством Михаила Горбачева.

-Учитывая значительную разницу в экономических потенциалах между двумя Германиями на момент объединения, не получилось ли так, что это было не «объединение», а «слияние и поглощение»?

-Экономическая ситуация в бывшей ГДР оказалась более драматичной, чем мы предполагали. Мы ведь исходили из того, что ГДР по уровню своего экономического развития входит в первую десятку ведущих индустриальных стран мира на основании той статистики, что предоставляли власти ГДР. Но оказалось, что это были «социалистические» показатели.

Но нельзя забывать и о человеческом измерении, о желаниях и устремлениях самих людей. В те годы я, молодой дипломат, работал в социалистической Польше. И у меня была возможность узнать, о чем мечтают поляки, полагаю, что и жители ГДР хотели того же, а именно: жить в стране с рыночной экономикой, с демократическими структурами, которая привязана к западным демократическим странам. Думаю, то, что произошло, отвечало чаяниям жителей обеих частей Германии.

- Немецкие социологи говорят о том, что западные и восточные немцы по-прежнему не воспринимают друг друга как единую нацию. Почему «стена в головах» оказалась столь прочной?

-В течение сорока лет две части Германии развивались совершенно по-разному, и когда они воссоединились, мы осознали, что наше восприятие мира разнится в гораздо большей степени, чем мы предполагали. Сегодня же, по прошествии четверти века, мы имеем дело скорее с рефлексами прежнего раздельного существования, а в действительности различия сейчас не такие уж огромные. Это четко понимаешь, глядя на молодое поколение. Проиллюстрирую этот тезис на примере моего младшего сына, который родился в 1992 году. У него есть друг-однолетка, который вырос недалеко от Дрездена. Он говорит с акцентом, присущим этому региону. Но его родители в 1990 году переехали из Западной Германии в Восточную. И откуда этот мальчик - из Западной Германии или Восточной - уже совершенно не важно.

-Известно (об этом писал журнал «Шпигель» со ссылкой на архивные документы), что министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер, обсуждавший со своим коллегой Эдуардом Шеварднадзе будущее объединение Германии, намекал, что возможен и такой вариант - НАТО не будет расширяться на территорию ГДР, если подобная перспектива вызывает у Москвы слишком большое беспокойство. В итоге советское руководство сняло все свои возражения относительно объединения Германии, взамен получив крупный пакет финансовой помощи. Можно ли утверждать, что Германии удалось «купить» свое объединение у Советского Союза?

-Если речь идет о международной безопасности, то торг здесь неуместен. На переговорах всегда обсуждается огромное количество различных сценариев, возможных путей урегулирования ситуации. Но принципиальное значение имеет тот документ, под которым политики ставят в итоге свою подпись. В нашем случае это Договор 2+4, который был подписан здесь, в Москве, в 1990 году. И в том же году в декабре была подписана Парижская хартия ОБСЕ, где подписанты еще раз «торжественно и безоговорочно» подтвердили свою приверженность принципам Хельсинкского Заключительного акта, к которым относится и право каждого государства на свободный выбор своих союзников.

Надо учесть еще один момент: в 1990 году друг другу противостояли два вооруженных до зубов военных блока - НАТО и Организация стран Варшавского договора. В этих условиях мы просто не могли сказать своим партнерам по переговорам, что мы заберем из их военного союза одного из членов. А потом Организация стран Варшавского договора прекратила свое существование, и вопрос об обеспечении безопасности встал уже совершенно по-другому...

-То есть членство объединенной Германии в НАТО было неизбежным...

-Пожалуй, «неизбежно» - это не самый подходящий термин. Но договоренность о членстве объединенной Германии в НАТО была достигнута в ходе консультаций в формате «2+4». Уже 3 июня 1990 года на одной из пресс-конференций Михаил Горбачев подчеркнул: «Вопрос о принадлежности к тому или иному блоку - это вопрос, который немцы в соответствии с Хельсинкским Заключительным актом должны решить самостоятельно»

- Многие мемуаристы пишут, что одним из самых активных противников воссоединения была премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, очень опасавшаяся возрождения «суперГермании», которая подомнет под себя Восточную Европу. На каких принципах строится внешняя политика объединенной Германии сейчас?

-Я не хотел бы комментировать политические позиции наших партнеров, которых они придерживались на тот момент. Но напомню, что и в самой Германии тогда шли бурные дискуссии, удастся ли объединенной стране правильно и разумно распорядиться своей мощью.

Учитывая нашу историю, Вторую мировую войну и холокост, конечно, надо с пониманием отнестись к этим дискуссиям. Но если нам и удалось правильно распорядиться новыми возможностями, которые появились у нас после воссоединения, то благодаря тем принципам, которых мы придерживаемся.

Это в первую очередь приверженность европейской интеграции, что особенно важно, так как интеграция предполагает и самоограничение членов. Второе - трансатлантическое партнерство. Третье - примирение со всеми теми странами, которые особенно пострадали от политики Третьего рейха. Четвертое: мы выстраиваем добрые отношения с нашими крупными соседями, с которыми в прошлом отношения складывались не всегда безоблачно. Речь идет прежде всего о Франции и Польше. Еще один наш приоритет - хорошие отношения с Россией.

В нашей истории было много произвола и непредсказуемости, и для нас, немцев, особенно важно, чтобы сегодняшний международный порядок опирался на совершенно четкие правила и договоренности, соблюдение которых обязательно для всех. Я думаю, что это объясняет очень ясную, решительную и недвусмысленную реакцию Германии на тот кризис, жертвой которого стала Украина. Для нас события на юго-востоке Украины - это прежде всего фундаментальное нарушение тех правил и положений, о которых мы договорились.

- История с Украиной стала травматичной для наших отношений с Западом еще и потому, что западные партнеры вдруг осознали, что Россия может быть непредсказуемой?

-В прошлом году мы стали свидетелями того, что нам казалось абсолютно невозможным, - всплеска насилия в центре Европы. Но мы очень надеемся, что удастся вернуться к предсказуемости. Полагаю, что одна из причин конфликта - диаметрально противоположное восприятие Россией и Западом того, что именно произошло за последние 25 лет в Европе. И нужен диалог, чтобы лучше понять друг друга.

-Канцлер Ангела Меркель сильно критиковала тогда еще президента Украины Виктора Януковича за его отказ подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Значит ли это, что у Германии есть свои особые интересы на территории бывшего СССР, в частности на Украине?

-Я еще раз перечитал выступление Ангелы Меркель в бундестаге после саммита в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Она тогда сказала, что все страны сами выбирают, на кого ориентироваться, с кем заключать союзы. И у третьих стран здесь нет права вето. Уважение выбора других стран зафиксировано в Заключительном акте ОБСЕ.?При этом, как подчеркнула канцлер, она неоднократно беседовала с Владимиром Путиным и давала понять, что ни «Восточное партнерство», ни двусторонние переговоры Евросоюза с партнерами не направлены против России.

Все понимают, что внешняя политика - это не какие-то процессы, развивающиеся в вакууме. Всегда нужно учитывать специфику конкретной ситуации, принимать во внимание, что у каждого игрока есть свои интересы.

Я вам приведу пример, чтобы показать, насколько мы привержены этому принципу. Армении тоже было предложено подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Но она решила с 1 января вступить в Евразийский союз. И мы это решение Армении, разумеется, приняли. Каждая свободная страна имеет право выбирать свой путь развития.

-Архитектор «Остполитики» Эгон Бар недавно призывал к разрядке отношений между Россией и Германией. Возможна ли такая разрядка в обозримом будущем? Может ли Москва рассчитывать, что, как и во времена холодной войны, Германия станет неким дипломатическим «мостом» между Востоком и Западом?

-Политика, проводимая сейчас федеральным правительством, нацелена именно на то, чтобы избежать дальнейшей эскалации и направить все усилия на урегулирование конфликта, на разрядку. Мы не можем взять на себя роль «моста», поскольку она предполагает равноудаленную позицию от обеих сторон, а Германия - часть западного сообщества, мы привержены европейской интеграции и трансатлантическому партнерству. Но мы очень заинтересованы в добрых, основанных на принципах взаимного согласия отношениях между Россией и Германией.

В долгосрочной перспективе у нас нет альтернативы хорошим отношениям между Россией и Германией, Россией и Европой. Но это не означает, что ради этого мы готовы отказаться от собственных ценностей или отказаться от тех правил, которые мы договорились соблюдать.

-То есть Германия не будет лоббировать снятие санкций с России?

-Мы искренне считаем, что конфликт на юго-востоке Украины военными средствами невозможно урегулировать, и в этой ситуации санкции - это и инструмент политики, и демонстрация нашей решимости. Санкции - это ясное и транспарентное средство политики, это инструмент, а не наказание. И совершенно очевидно, какие условия должны быть выполнены для отмены санкций, - это реализация всех пунктов Минских соглашений.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА

Парламентские выборы в Кыргызстане


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: