Анкета № 6

«Поведение – ваше и вашего ребёнка» (для родителей)

Прочтите, пожалуйста, предложенные характеристики и занести в таблицу результаты оценки форм поведения, характерных для вас и вашего ребёнка. Используйте следующую шкалу:

0 – никогда (не проявляется вообще);

1 – редко (при одноразовом проявлении);

2 – иногда (проявляется несколько раз);

3 – часто (проявляется сравнительно часто);

4 – всегда (носит доминирующий характер).

Оценка результатов анкеты.

Анкета позволяет дать характеристику изучаемых форм поведения с учётом оценки поведения ребёнка близкими ему людьми и самооценки взрослых. Основным результатом анкетирования является установление ведущей формы отношения ребёнка к окружающим людям:

§ доминирование (положительное и отрицательное);

§ подчинение (положительное и отрицательное).

Подобное анкетирование всех близких родственников, проживающих с ребёнком, позволяет более полно представить картину проявления различных форм его поведения, выяснить, каким образом поведение самих родителей оказывает влияние на детей. Полученные результаты помогут наметить пути коррекции отдельных негативных проявлений и наладить отношения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Для проведения ведущей формы отношения ребёнка к окружающим людям:

§ суммируются оценки ребёнка взрослыми;

§ определяется общая сумма оценок по каждой из форм отношений ребёнка к другим людям.

Доминирующей формой отношения ребёнка является та, которая оценивается наибольшей сумой баллов.

№ п/п Формы поведения Лица, оценивающие формы поведения Положительное подчинение (+Д) Отрицательное подчинение (-Д)
Руководит Наставляет Помогает Хвалит Заставляет Приказывает Нападает Ругает
1. 2.   3. 4.   5. 6.   7.   8.     9.   Самооценка матери. Оценка матерью ребёнка. Самооценка отца. Оценка отцом ребёнка. Самооценка бабушки (если она живёт в семье). Оценка бабушкой ребёнка. Самооценка дедушки (если он живёт в семье). Оценка дедушкой ребёнка. Кто ещё (если живут в семье).                
№ п/п Формы поведения Лица, оценивающие формы поведения Положительное подчинение (+П) Отрицательное подчинение (-П)
Уступает Соглашается Доверяется Воодушевляется Подчиняется Слушается Терпит Переживает
1. 2.   3. 4.   5. 6.   7.   8.     9.   Самооценка матери. Оценка матерью ребёнка. Самооценка отца. Оценка отцом ребёнка. Самооценка бабушки (если она живёт в семье). Оценка бабушкой ребёнка. Самооценка дедушки (если он живёт в семье). Оценка дедушкой ребёнка. Кто ещё (если живут в семье).                

Положительное доминирование (+Д).

Дети, для которых характерна эта форма поведения, пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, самокритичны, проявляют при этом доброжелательность и отзывчивость. Разнообразные знания, наличие умений и навыков выполнения различных видов деятельности притягивают к ним ребят. Оказывая помощь, эти дети объективно оценивают успехи и неудачи других, умеют похвалить, подбодрить, подсказать выход из сложной ситуации, не ущемляя при этом достоинство сверстников. Их наставления принимаются детьми без обиды. Благодаря перечисленным качествам, таких детей чаще всего выбирают на руководящие роли в игре, при выполнении трудовых заданий, решении познавательных задач. Эти дети наиболее предпочитаемы и любимы в коллективе. Трудности взаимоотношений с взрослыми у них встречаются редко.

Отрицательное доминирование (-Д).

Дети, обладающие этой формой поведения, всегда и везде стремятся быть первыми и самыми главными, часто не имея для этого достаточно оснований. Порождает это стремление несколько причин. Первая – слишком высокий уровень притязаний на успех, не подкреплённый соответствующими знаниями и умениями. Вторая – издержки воспитания в семье, где существует атмосфера вседозволенности и угодничества перед маленьким деспотом. Третья – постоянные похвалы взрослых по поводу даже самых незначительных успехов ребёнка без учёта его реальных усилий (захваливание). Выполнения своих желаний эти дети требуют от сверстников в приказном порядке, заставляя их подчиняться своей воле, часто незаслуженно обижают сверстников, дерутся. Дети, как правило, избегают общения с ними, так как порой испытывают на себе их нападки и недоброжелательное отношение, выслушивают ругань в свой адрес.

Положительное подчинение (+П).

Ребёнок с этой формой поведения проявляет к окружающим доброжелательность. Он общителен, легко вступает в контакт, доверяется своим друзьям, ищет у них поддержки и признания. Успех сверстников и свой личный успех в выполнении практических заданий, решении познавательных задач воодушевляет таких детей, побуждает к активному взаимодействию. С детьми класса у них, как правило, складываются тёплые эмоционально насыщенные отношения. Они избегают конфликтов, умеют согласиться с мнением товарищей. И, что самое важное, при всех своих положительных качествах не стремятся быть лидерами, доминировать. Они – хорошие исполнители, которые слушаются сверстников и взрослых, подчиняясь им и требованиям коллектива.

Отрицательное подчинение (-П).

Дети с этой формой поведения малоактивны, застенчивы, необщительны. У них часто возникают трудности в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками. Такие дети всегда подчиняются, боясь проявить смелость в поступках и суждениях. Чувствуя постоянную неуверенность в себе, они предпочитают во всём уступать сверстникам. Заниженная самооценка приводит к возникновению таких качеств, как плаксивость, обидчивость. Эти дети испытывают гонения, отвергаются большинством детей, что вызывает у них постоянное чувство дискомфорта, осознание своей «ненужности», отчуждённости. В ответ на такое отношение сверстников они либо уединяются, избегая контактов с товарищами, либо пытаются защититься, демонстрируя своё негативное поведение.


Диагностические методики в помощь
социальному педагогу.

«Недописанный тезис».

Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводиться ограниченное время (до одной минуты).

· Хорошая жизнь – это...

· Быть человеком – значит...

· Самое главное в жизни...

· Нельзя прожить жизнь без...

· Чтобы иметь друзей, надо...

· Когда никого нет вокруг, я...

· Когда есть свободное время...

· Чтобы стать настоящей личностью, надо...

· Если видишь недостатки человека, надо...

· Я лучше чувствую себя, когда...

· Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я...

· Бессовестному человеку на свете живётся...

· Встретив вежливого человека, я всегда...

· Мне кажется, что взрослые...

· Пожилые люди обычно...

· Лучшее хобби – это...

· Я думаю, что мои родители...

· Я не всегда добросовестно...

· Через 5 лет я...

· Через двадцать лет я...

· Я благодарен...

Просмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральные предпочтения или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т. д.


«Альтернативный тезис».

Данный метод может содержать множество высказываний в зависимости от целей опроса. Применяют для контроля за формированием мировоззренческих позиций подростка.

Подросткам предлагается подчеркнуть тот тезис, который они считают верным, например:

· Дисциплина – это свобода.

· Дисциплина – это неволя.

· Счастье – это много творчества и борьба.

· Счастье – это много всего, чего хочется.

· Учит жизни не книга, а опыт.

· Учит жизни не опыт, а книга.

· Один старик, умирая, говорил: «Я всю жизнь прожил без искусства, и от этого моя жизнь не была хуже».

· Один старик, умирая, говорил: «Моя жизнь была наполнена искусством, и только поэтому она была для меня ценна и богата».


«Тематический рисунок».

Текст представляет собой картинки неопределённого сюжета с палочными человечками. Так как ситуация, изображённая на картинке, не ясна, то подростки, как правило, прочитывают картинку так, как им хочется, невольно выказывая свои предпочтения. Предъявление рисунка производится в течение 5-7 минут, затем ребята пишут на листочках, что они «увидели».

При анализе все ответы делятся на 3 группы:

· Желание добра.

· Расположенность ко злу.

· Отсутствие отношения.


«Недописанный рассказ».

Этот метод один из наиболее гибких и эффективных. Рассказ должен быть идеально лаконичен, обрываться в кульминационной точке, выводить испытуемого на позицию субъекта разыгравшихся событий, не может содержать в себе назидательного указания на решение.

Примеры рассказов:

·...Мы увидели смешного малыша. На нём была огромная шапка. Малыша под ней почти не было видно. Серёга сказал: «Посмотрим, что там под шапкой!» – схватил её и бросил вверх. Я...

· Дверь отворилась, кто-то крикнул: «Уроков не будет – водопровод прорвало!». Мы...

· Мне дали почитать одну книгу на вечер. Я устроилась поудобнее и начала читать. Тут позвонил мой парень. «Иди скорее, – закричал он, – У меня что-то есть! Ты ахнешь!». Я...

· Новенький сказал, что у него есть замечательный пёс. Мы в тот же вечер пошли смотреть собаку. Оказалось, что обыкновенный пёс. Мы...


«Самооценка».

Данная методика служит для определения характера самооценки подростка. Проводится в два этапа, причём, ребята не должны знать, что они будут делать на втором этапе.

· На первом этапе ребятам предлагается список из 60 качеств, характеризующих личность, который они должны видеть перед глазами во время работы. Им раздаются бланки протоколов (или они чертят сами) и даётся задание – выбрать те качества (их должно быть 10-20), которыми должен обладать идеальный человек и записать их колонку «Идеал». В правую колонку «Антиидеал» – записать качества самого плохого человека (их не должно быть более 20). Качества в обеих колонках должны быть пронумерованы, а под колонками проведена красная черта.

· На втором этапе подросткам предлагается выбрать из колонок «Идеал» и «Антиидеал» те качества, которые проявляются у них самих.

Идеал Антиидеал
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Пример:

У меня У меня

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

5.

6.

7.

Обработка

7:10=0,7 4:10=0,4

Левая колонка: Если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то самооценка завышена, от 0,5 до 0,7 – нормальная, от 0 до 0,5 – заниженная.

Правая колонка: Если в результате число от 0 до 0,3 – пониженная самокритичность, завышенная самооценка, от 0,3 до 0,5 – нормальная самокритичность и самооценка, от 0,5 до 1 – повышенная самокритичность, заниженная самооценка.

Если результат обработки двух колонок резко отличается – это свидетельствует о внутреннем конфликте личности или о несерьёзном отношении к работе с методикой.


«О тебе и обо мне».

Суть данной методики заключается в том, чтобы в результате игры подростки выяснили, какими качествами личности они обладают.

Подросткам даётся установка: «Представьте, что один из наших однокурсников уехал от нас на год. Мы стали скучать, вспоминать, какой он и вот что из этого получилось...». Ребята по одному выходят за дверь, а оставшиеся в аудитории вспоминают качества личности «выбывшего» и записывают их на листочек. Удивительно, что подростки всегда находят массу положительных и отрицательных качеств, но важно условиться, что отрицательных качеств не должно быть больше положительных. «Вернувшемуся из поездки» устно зачитываются с листка качества, а листочек дарят для работы над собой.

Важно дать оценку всем подросткам группы, а не выборочно, так как это может спровоцировать конфликт. Во время игры педагог не имеет права давать оценку никому из подростков.


«Сочинение».

Предложите подросткам написать мини-сочинение (за 30 минут) на темы:

· Самое радостное событие в моей жизни.

· Моя будущая семья.

· Интересный человек.

· Мой лучший друг.

· Что бы я сделал, если бы мог всё...

· Мне 25. Какой я, кто я?

· Бедность – не порок?..

· Оправдывает ли цель любые средства?

· Любовь – это...

· Моя вера.

· Взрослые моими глазами.

Через изучение сочинений можно узнать, каковы идеалы, предпочтения подростка, стремление к положительному или отрицательному образу.

В работе можно использовать всевозможные анкеты по выявлению творческих способностей подростков, их взаимоотношений с родителями, их интересов, профессиональной ориентации, познавательных потребностей и т. д. Некоторые из них приводятся ниже.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: