создаваться только как хозяйственное общество, на основании лицензии Центрального Банка РФ имеет исключительное право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным федеральным законом, однако ей запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 1, 5 Закона).
В соответствии с нормами Федерального закона от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1 страховщиками могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в порядке, установленном данным Законом, лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посред-ническая и банковская деятельность (ст. 6 Закона).
Следует отметить, что унитарные предприятия и другие коммерческие юридические лица, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и др.), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными, так как не соответствуют закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ).
|
|
Между тем сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными лишь в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ, т.е. являются оспоримыми2.
Таким образом, несмотря на то, что ст. 173 ГК РФ названа «недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности», системное толкование норм ст. 166-173 ГК РФ позволяет сделать вывод, что специальная правоспособность юридического лица может быть установлена только законом или иным правовым актом.
' В ред. федеральных законов от 31 декабря 1997 г.; от 20 ноября 1999 г.; от 21 марта 2002 г.; от25 апреля 2002 г. //СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
2 См. п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 1996. № 9; 1997. № 5; Вестник ВАС РФ. 1996. № 9; Суханов Е.А. Правоспособность юридического лица // Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995. С. 79.
_________ § 2. Коммерческие и некоммерческие организации _________
|
|
Таким образом, если учредители коммерческого юридического лица самостоятельно устанавливают в его учредительных документах какие-либо ограничения на осуществление данным юридическим лицом отдельных видов деятельности либо указывают их исчерпывающий перечень, подобные самоограничения не превращают правоспособность коммерческого юридического лица из общей в специальную.
В-пятых, как правило, в случае ликвидации коммерческого юридического лица имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные (корпоративные) права в отношении этого юридического лица, если иное не установлено законом, правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК).
При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана и/или на благотворительные цели, если иное не предусмотрено законом. В случаях, когда его использование в соответствии с учредительными документами ликвидируемого юридического лица невозможно, имущество обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).
Исключением являются потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данного юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ; п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).
До недавнего времени существовало правило, согласно которому коммерческое юридическое лицо, кроме казенного предприятия, по решению суда признавалось несостоятельным (банкротом), если оно было не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Напротив, некоммерческие юридические лица не могли быть признаны несостоятельными (банкротами), кроме потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов (п. 1 ст. 65 ГК РФ).
Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»1 (далее - Закон о банкротстве) распространил свое действие на все виды юридических лиц, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве).
Как видим, действующее законодательство далеко не всегда позволяет однозначно разделить юридические лица на коммерческие и не-
1 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
коммерческие. Более того, некоторые виды некоммерческих организаций все чаще создаются именно предпринимателями, так как их конструкции позволяют коммерсантам почти беспрепятственно осуществлять многие хозяйственные операции, но при этом минимизировать налогообложение своей деятельности.
Однако законодателю следует сохранить указанное деление, чтобы ограничить перечень и контролировать численность профессиональных коммерсантов - постоянных участников имущественного оборота.
Вместе с тем представляется, что в нынешних реалиях некоммерческие организации нельзя лишать возможности совершать необходимые хозяйственные операции, а в установленных законом пределах самим зарабатывать средства и распоряжаться ими, поскольку в противном случае они не смогут полноценно осуществлять основную деятельность.