Гармонизация европейского права компаний

тельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ1.

Первая директива Совета ЕС по праву компаний от 9 марта 1968 г. У» 68/151/ЕЕС2 затрагивает три группы вопросов. Во-первых, она уста­навливает минимальный перечень информации о деятельности акцио­нерных компаний, которые подлежат публикации в национальном тор­говом реестре. Во-вторых, директива содержит положения относитель­но правоспособности компаний, действительности сделок, совершае­мых исполнительными органами с третьими лицами. В-третьих, она определяет исчерпывающий перечень оснований и порядок признания регистрации компании недействительной.

Вторая директива от 13 декабря 1976 г. № 77/91/EEC3 касается вопросов образования, увеличения и уменьшения уставного капитала открытых акционерных обществ. Бельгия, Нидерланды и некоторые другие страны распространили требования Второй директивы и на за­крытые общества4.

Третья директива от 9 октября 1978 г. № 78/855/ЕЕС5 устанавли­вает возможные способы объединения акционерных обществ (слияние и присоединение), гарантии защиты прав акционеров и кредиторов ком­пании при реорганизации.

Четвертая директива от 25 июля 1978 г. № 78/660/ЕЕС6 содержит положения о составлении балансов обществ с ограниченной ответст­венностью и акционерных обществ.

' См.: Авилов Г. Е. Унификация правовых норм о торговых товариществах в рамках ЕЭС // Проблемы современного международного частного права. Сб. обзоров. М., 1988. С. 192-208; Асосков А. Акционерное законодательство Европейского союза // Право и экономика. 1998. № 4. С. 99-104; Он же. Акционерное законодательство Европейского союза // Юри­дический мир. 1998. № 6. С. 48-53; Он же. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003. С. 239-246; Кулагин М.И. Государствен­но-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды. С. 68-70; Хапе Х.В. Европейское право торговых обществ // Основы немецкого торгового и хозяйст­венного права. М., 1995. С. 49-53; Юмашев Ю. М. Основные тенденции развития акцио­нерных прав в Европейском союзе // Государство и право. 1992. № 6; Он же. Правовое ре­гулирование прямых иностранных капиталовложений в ЕЭС. М., 1988. С. 60-78; Dor-resteinA., Kuiper I., Morse G European Corporate law. Boston, 1994. P. 40-65; Hulle. K. The harmonization of Company Law in the European Community // Harmonization of Company and Securities Law. Tilburg University Press. 1989. P. 10-30; Wooldridge F. Company law in the UK and the EC: its harmonization and unification. London, 1991. P. 5-84 и др.

2 Official Journal of the European Communities № L 65 of 14 March 1968. Изменения и до­полнения директив последовали в связи с присоединением новых участников ЕС.

3 Official Journal of the European Communities № L 26 of 31 January 1977.

4 Dorrestein A., Kuiper I., Morse G. European Corporate law. Boston, 1994. P. 46.

5 Official Journal of the European Communities № L 295 of 20 October 1978.

6 Official Journal of the European Communities № L 222 of 14 August 1978.

Глава IV. Классификация юридических лиц

С начала 80-х гг. предпринимались попытки унификации норм, ре­гулирующих отношения внутри торговых товариществ: о внутренней структуре компаний, компетенции органов, участии наемных работников в управлении делами компаний. Однако многие государства возражали против резких вторжений в сферу национального права даже ради дости­жения единообразного правового регулирования деятельности компаний на территории стран - членов ЕС. Поэтому подготовленный проект Пя­той директивы о внутренней структуре органов управления открытых акционерных обществ, их правах и обязанностях не был одобрен.

Шестая директива от 17 декабря 1982 г. № 82/891/ЕЕС1 касается вопросов разделения открытых акционерных обществ, устанавливает гарантии для акционеров и кредиторов компании, в частности возмож­ность судебного контроля за реорганизацией.

Седьмая директива от 13 июня 1983 г. № 83/349/ЕЕС2 регламен-тир'ует порядок ведения бухгалтерской отчетности.

Восьмая директива от 10 апреля 1984 г. № 84/253/ЕЕС3 унифицирует требования, предъявляемые к профессиональной квалификации аудиторов.

Четвертая, Седьмая и Восьмая директивы в совокупности со­ставляют так называемый Европейский бухгалтерский кодекс, кото­рый имеет целью унификацию правил составления, проверки и раскры­тия финансовой отчетности компаний.

Одиннадцатая директива от 21 декабря 1989 г. № 89/666/ЕЕС4 посвящена деятельности обособленных подразделений компаний, от­крываемых на территории стран ЕС.

Двенадцатая директива от 21 декабря 1989 г. № 89/667/ЕЕС5 раз­решает создание и деятельность на территории стран - членов ЕС ком-паний одного лица (one-man company), т.е. закрытых акционерных об­ществ, имеющих единственного участника.

В стадии обсуждения находятся проекты Девятой директивы о поведении групп компаний и Десятой директивы о транснациональ­ных слияниях открытых акционерных обществ.

Острая дискуссия разгорелась вокруг принятия Тринадцатой ди­рективы о приобретении контрольного пакета акций (поглощении) компании6.

1 Official Journal of the European Communities № L 378 of 31 December 1982.

- Official Journal of the European Communities № L 193 of 18 July 1983.

1 Official Journal of the European Communities № L 126 of 12 May 1984.

" Official Journal of the European Communities № L 395 of 30 December 1989.

s Official Journal of the European Communities Hs L 395 of 30 December 1989.

6 Bergstrom C, Hogfeldt P. The Equal Treatment Principle: An Analysis of the Thirteenth Council

Takeover Directive of the European Community. Stockholm, 1994; см.: Кутишенко Д. Каким

быть корпоративному праву ЕС // Коллегия. 2002. № 7-8,9.

__________ § 9. Гармонизация европейского права компаний __________

Существуют директивы Совета ЕС по изменению Второй, Чет­вертой и Седьмой директив, которые в определенной степени измени­ли и дополнили первоначальный текст. В частности, Директива от 23 ноября 1992 г. № 92/101/ЕЕС1 дополнила Вторую директиву нор­мой, запрещающей приобретение дочерними компаниями более 10 % акций материнской компании при возникновении угрозы скупки кон­трольного пакета акций материнской компании посторонним лицом.

Регламенты Совета Европейского союза. Другим источником правового регулирования корпоративного права Европейского союза служат регламенты, которые являются обязательными и подлежат применению напрямую во всех государствах - членах ЕС.

Вместе с тем регламенты носят общий характер, поэтому их поло­жения требуют конкретизации в национальном законодательстве. В сфере европейского права компаний форма регламента используется для создания наднациональных юридических лиц, правовой статус ко­торых определяется не нормами конкретного государства, а положе­ниями актов, принятых ЕС.

Первый регламент Совета ЕС по праву компаний от 25 июля 1985 г. № 213/85 касается вопросов создания и деятельности на терри­тории стран - членов Европейского союза европейских экономических групп.

Европейская экономическая группа (ЕЭГ), строго говоря, не явля­ется юридическим лицом, а создается несколькими компаниями для оказания организационной, управленческой помощи в осуществлении ими своей деятельности. ЕЭГ не вправе заниматься деятельностью, от­личной от предмета деятельности ее участников, не имеет собственного капитала, а ее участники несут неограниченную солидарную ответст­венность по долгам, сделанным от имени ЕЭГ.

Прообразом ЕЭГ было объединение с общей экономической це­лью (groupment d'interet economique), легализованное во Франции Ор­донансом № 67-821 от 23 сентября 1967 г. в качестве организационной формы для монополистических объединений, призванных содейство­вать производственной и коммерческой деятельности входящих в его состав предприятий путем проведения единой экономической политики, концентрации трудовых и финансовых ресурсов по избранным направ­лениям и пр.2

' Official Journal of the European Communities № L 347 of 28 November 1992.

2 См.: Зайцева В.В. Юридические лица // Гражданское и торговое право капиталистиче­ских государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 83-84; Гайдаенко Н.И. Товарищества с ог­раниченной ответственностью и объединения с общей экономической целью: по праву Франции; Кулагин М.И. Избранные труды. С. 150.

Глава IV. Классификация юридических лиц

I

После 30 лет дискуссий Совет Европейского союза утвердил Вто­рой регламент от 8 октября 2001 г. № 2157/2001 об Уставе европейской компании1 и Четырнадцатую директиву №2001/86/ЕС2, дополняю­щую Устав европейской компании по вопросам участия наемных ра­ботников. Как отмечается в правовой литературе, принятие этих доку­ментов, которые вступят в силу 8 октября 2004 г., знаменует рождение в Европейском союзе наднациональной организационно-правовой формы юридического лица, которая является общеевропейским аналогом на­циональных акционерных обществ3.

Изложенная классификация юридических лиц является примерной. С одной стороны, в разных правовых системах имеются отличия как в критериях классификации, так и в названиях даже сходных видов юри­дических лиц. С другой стороны, в каждой стране существуют весьма специфические формы юридических лиц.

Главной задачей российской правовой науки и корпоративного за­конодательства является не слепое копирование зарубежного опыта, а его глубокое изучение и творческое использование в целях поиска наи­более оптимальных подходов для решения проблем в сфере экономики и социального управления.

' Council Regulation (EC) № 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for a European com­pany (SE) // Official Journal of the European Communities № L 294 of 10 November 2001.

2 Council Directive № 2001/86/EC of 8 October 2001 supplementing the Statute for a European company (SE) with regard to the involvement of employees // Official Journal of the European Communities JVs L 294 of 10 November 2001.

3 См.: Асосков А.В. Устав европейской компании: новый этап развитая права Европейско­го союза // Законодательство. 2002. № 8. С. 62-74; Он же. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. С. 246-269.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: