Обработка результатов обследования

По методу Сонди различают три формы реакции выбора:

1. Нулевые реакции — обследуемый ни одного раза не вы­бирает портрет одного кода из числа всех предъявленных в 6 сериях или выбирает только один (как симпатичный или не­симпатичный); в приведенном примере это портреты с кодами «е» — один негативный выбор (портрет был один раз выбран как несимпатичный).

2. Полные реакции — обследуемый выбирает 4 и более раз портрет, который относится к конкретному фактору (как сим­патичный или несимпатичный); в примере это портреты с ко­дами «s» (6 выборов, из них 4 позитивных и 2 негативных), «р» (4 выбора, 3 позитивных и 1 негативный), «d» (4 выбора, все негативные).

Среди полных реакций отдельно обозначают амбивалент­ные реакции — 4 и больше выборов, среди которых два и боль­ше с противоположными знаками (выбор по коду «s» является полным и амбивалентным); позитивные реакции — 4 и больше выборов, однако, количество негативных среди них не больше одного (например, выбор по коду «р»); негативные реакции — 4 и больше выборов, однако количество позитивных среди них не больше одного (например, выбор по коду «d»).

3. Средние реакции — портрет, который относится к первому фактору, выбирается два или три раза (как симпатичный или несимпатичный). Примером таких реакций на схеме являются портреты с кодами «h» (3 выбора, 2 позитивных и 1 негативный), «hy» (два позитивных выбора), «к» (2 выбора, позитивный и негативный), «m» (2 негативных выбора).

С точки зрения психологии влечений нулевые реакции сви­детельствуют о том, что данная потребность (фактор) является важной для субъекта, однако на момент тестирования она уже удовлетворена в полной мере (т. е. еще до момента выбора).

Полная реакция также свидетельствует о значительной роли данной потребности (фактора) обследуемого. Сонди считает, что, в отличие от нулевой реакции, в случае полной реакции данная потребность является нереализованной (фрустрирован­ной). Также он подчеркивает, что количество выборов указыва­ет на силу потребности, а направление тенденции, (+) или (-), на установку «Я». В соответствии с теорией Сонди, позитивные выборы сви­детельствуют о том, что обследуемый удовлетворен данной тен­денцией у себя, но реализации данной потребности мешают только внешние обстоятельства. Человек ждет удобного момен­та для удовлетворения этой потребности.

Негативные выборы говорят о том, что человек не удовлет­ворен соответствующей тенденцией, возражает ее проявлению у себя, а реализации данной потребности мешают внутрилич-ностные преграды. На практике часто встречаются три формы полных реак­ций:

1. Позитивная реакция с высоким напряжением — обследу­емый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фак­тора, причем все как симпатичные (+4, +5, +6);

2. Негативные реакции с высоким напряжением — обследу­емый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фак­тора, причем все как несимпатичные (-4, -5, -6);

3. Полная амбивалентная реакция — обследуемый выбирает шесть портретов одного фактора в вариантах:

· а) два или три — как симпатичные, остальные два или три — как несимпатич­ные (+2/-2; +2/-3; +3/-2; +3/-3);

· б) четыре — как симпатич­ные (несимпатичные), два — в противоположном направлении (+4/-2, +2/-4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: