Электронное правительство

«Электронное правительство» - в самом полном смысле этого слова, — это та инфраструктура, которую сегодня создают государственные органы, чтобы изменить способы выполнения своих задач. Ранее ИТ-инфраструктура государственного сектора создавалась для внутреннего использования в отдельных департаментах и учреждениях. Теперь государственные службы должны дать более широким слоям населения доступ к своей инфраструктуре, с тем, чтобы главные ценности электронного века — «быстрее, лучше, дешевле, доступнее» — были применимы и к государственным услугам.

Целью электронного правительства является обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.

Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:

- создание нормативной правовой и методологической базы, позволяющей государству, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;

- формирование и развитие электронных услуг государственных органов;

- обеспечение доступа к услугам электронного правительства, организация работ по ликвидации информационного неравенства и повышению уровня образования в сфере ИКТ;

- формирование базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства и оптимизация информационной инфраструктуры государственных органов;

- обеспечение защиты информационной инфраструктуры электронного правительства.

Переход к электронному правительству (е-правительству) начинается с использования Интернет различными государственными организациями. В дальнейшем эти организации переходят к предоставлению всеобъемлющей динамической информации с возможностями поиска по базам данных и службой ответов на сообщения по электронной почте. Следующим шагом становится возможность оказания финансовых и юридических услуг, чтобы граждане и частные фирмы могли покупать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации, платить штрафы и обращаться с просьбами о социальных льготах. Затем организации смогут развивать взаимное сотрудничество по внедрению порталов, позволяющих гражданам переходить от одной службы к другой без необходимости снова удостоверять свою личность. Благодаря такому сотрудничеству, государственные базы данных могут стать интерактивными и взаимодействовать друг с другом. Информация и услуги могут быть тематически сгруппированы по жизненным ситуациям или по конкретным областям и в таком виде представлены гражданам.

Каким бы ни было учреждение или организация, находится ли оно на федеральном, региональном или местном уровне, очень важно, чтобы ИТ-решения на базе инфраструктуры е-правительства были доступны для всех граждан.

Каналами предоставления услуг для населения в Интернет могут быть государственный веб-узел, электронный магазин или общественные порталы. Государство заинтересовано в том, чтобы предоставить своим гражданам максимальное число таких каналов, а общественные порталы могут привлечь за день столько людей, сколько государственный веб-узел — за месяц и более.

Глобальными целями формирования и развития программ электронного правительства в мире являются значительное улучшение ситуации с:

- доверием гражданина к государству;

- качеством принимаемых госорганами решений;

- издержками на содержание госорганов.

Важнейшие принципы организации электронного правительства в мире:

- открытость и ответственность деятельности госорганов;

- наличие обратной связи при взаимодействии госорганов с обществом;

- однократность обращения гражданина к правительственному веб-порталу для получения всей информации и услуг («одно окно»).

В своем развитии и внедрении е-правительство проходит 5 основных стадий:

1. начальная (возникающее веб-присутствие) - выход госорганов в сеть. Каждый госорган имеет веб-сайт со статичной и ограниченной информацией;

2. развитие (расширенное веб-присутствие) - получение постоянно обновляемой информации через веб-сайты госорганов (публикации, правовые акты, новости, электронные адреса и др.), передача вопроса (комментария) по электронной почте;

3. интерактивное взаимодействие (уровень «обратной связи») - интенсификация взаимодействия между госорганами и гражданами. Веб-сайты госорганов напрямую позволяют: делать запросы и получать данные; посылать информацию, загружая электронные бланки и используя аутентификацию; связываться по электронной почте с госслужащими;

4. проведение электронных транзакционных операций - возможность проводить электронные платежи за получаемые услуги (связь, коммуналка, налоги и так далее) с использованием ЭЦП; получать через сеть документы и осуществлять сделки; получать паспорта, лицензии и другие транзакционные услуги. Веб-портал правительства обеспечивает прямой доступ к госорганам и их услугам;

5. полностью интегрированное веб-присутствие - осуществление всеми госорганами всех электронных функций и электронных услуг, а также получением любым желающим любой публичной услуги через веб-портал правительства.

Первые позиции в мире по уровню «зрелости» электронного правительства занимают сегодня США и Сингапур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: