Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.
На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские дошкольные учреждения.
В семье дети приобретают
- первые навыки взаимодействия,
- осваивают первые социальные роли, в том числе половые,
- осмысливают первые нормы и ценности.
В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.
Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив.
Развитие Я-концепции
В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции.
Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я.
Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Я-концепция, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
|
|
На формирование Я-концепции влияют:
• восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);
• самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);
• внешние данные, ощущение силы и здоровья;
• социальные ценности, ожидания, идеалы;
• опыт социального поведения.
Функции Я-концепции