Исследование социализированности учащихся с помощью экспертного опроса учителей

Казалось бы проведение подобного опроса - это всегда субъективная оценка. Но в данном случае речь и не должна идти об оценке «нравится-не нравится». Речь идет о профессиональной педагогической оценке, о соответствии тех или иных компонентов школьной жизни их педагогической целесообразности.

В этой связи экспертам, проводящим анализ социализированности учащихся, мы рекомендуем использовать стандартизированное наблюдение за жизнедеятельностью учащихся. Наши рекомендации составлены на основе профессионального педагогического взгляда на учебно-воспитательный процесс в школе. При определении уровня активности в той или иной деятельности ученика можно воспользоваться стандартизированными наблюдениями «Оценка социализации» (см. таблицу «Оценка социализации»).

Полученные результаты экспертной оценки классным руководителем представлены на диаграмме:

Из представленных на рисунке данных можно сделать вывод, что класс более успешен во внеклассной деятельности, чем в учебной. Только 27% учащихся хорошо учатся, а к районным и городским олимпиадам по предметам интереса не проявляют. Зато 50% школьников участвуют во внеурочной деятельности и 45% имеют хорошие отношения с учителями.

Проводимая работа по экспертной оценке социализации школьников имеет, кроме того, дополнительные возможности. Отдельным этапом может быть самооценка учащимися своих успехов и сравнение своего мнения с мнением учителя. Конечно же, эта работа должна проводиться очень деликатно, как впрочем, и любая воспитательная работа с детьми. Прикосновение к внутреннему миру ребенка невозможно без профессионального подхода. По сути своей эта работа является трансляцией ребенку общественного мнения о нем.

Вот так самооценку своих успехов проводил Александр П. (7 класс). Знаком «+» он оценил свои успехи в данный момент, галочкой – какие успехи он хотел бы иметь, звездочкой отмечено мнение учителя.

Школьники в итоге получают такую информацию:

- если твое мнение совпадает с мнением учителя, скорее всего, ты правильно оцениваешь себя;

- если твое мнение ниже, чем мнение учителя о себе, значит, ты слишком критичен к себе, видишь свои недостатки, мало ценишь свои способности;

- если твое мнение выше, чем мнение учителя, значит, не замечаешь своих недостатков, не слишком критичен к себе.

Конечно же, мнение учителя является субъективным, и может не точно или не полно отражать реальное состояние. Повысить объективность такого исследования личности ученика можно, привлекая к экспертной оценке не только классного руководителя, но и некоторых учителей.

Конечно же, мнение о себе может быть не всегда приятным и вызвать у школьника бурю отрицательных эмоций. Некоторые сторонники бережного отношения к личности ребенка негативно относятся к такой провокационной процедуре, усматривая в ней элементы несправедливости и насилия. Не стоит при этом забывать, источником любых изменений и развития всегда было столкновение. Если ребенок растет в комфортной, удобной для себя среде, он вырастает потребителем, думающим, что все ему должен кто-то предоставить без лишних усилий с его стороны. Поэтому сообщение ребенку общественного мнения о нем, пусть даже отрицательного, является источником личностного развития. Другая часть детей, получающая положительную информацию о себе, тоже выигрывает от такой экспертной оценки. В нашей культуре не принято детей хвалить, мы воспитываем, указывая на недостатки. Вот почему очень много молодежи выходит из стен школы не уверенные в себе. Положительная информация о себе станет для многих школьников подкреплением в формировании уверенности в своих силах.

Существует еще один важный, но скрытый эффект в проведении оценки жизнедеятельности учащихся с помощью метода экспертной оценки педагогов. Процесс идентификации в подростковом и юношеском возрасте сопровождается активным поиском идеалов. Вот почему именно в этот период появляются кумиры, которые помогают молодым людям строить себя. В современной школе принцип ненасилия, перенесенный в область педагогики, проявляется в невмешательстве в построение идеалов. Природа не выносит пустоты. И головы наших детей заполняются сомнительными кумирами, созданными средствами массовой информации: многие мальчики мечтают стать олигархами, а девочки – моделями. Когда же подросток получает некоторые критерии, по которым он оценивает себя, он осмысливает эталон личности, который предъявляет ему общество. Таким образом, учитель может влиять на формирование идеалов подростков. Проведенная подобная работа в нашей школе показала возникновение огромного интереса школьников к мнению учителя. Затем этот интерес у многих учащихся перерос в желание изменится, приложить усилия, чтобы соответствовать изложенным критериям общения и поведения. Именно диагностика жизнедеятельности школьников стала еще и средством формирования ценностей подростков.

Некоторые сторонники бережного отношения к личности ребенка негативно относятся к процедуре трансляции общественного мнения самому школьнику

Ò Конечно же, мнение учителя является субъективным, и может не точно или не полно отражать реальное состояние.

Ò Повысить объективность такого исследования личности ученика можно, привлекая к экспертной оценке не только классного руководителя, но и некоторых учителей.

Ò Конечно же, мнение о себе может быть не всегда приятным и вызвать у школьника бурю отрицательных эмоций.

Ò Не стоит при этом забывать, источником любых изменений и развития всегда было столкновение, конфликт.

Ò Кроме того, для другой части положительная информация о себе станет подкреплением в формировании уверенности в своих силах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: