Задание 12. Составьте интеллект – карту по теме, используя материал по теме «Особенности развития эмоционально-волевой сферы в младшего школьника».
Задание 13. Подберите понятие к описанию чувств. Направленной стрелкой отметьте соответствующие проявления в поведении.
Ключ (формы переживания чувств): эмоции, аффекты, настроение, фрустрация, стрессовые состояния.
Таблица 10
Описание переживания чувств | Формы чувств | Отметка стрелкой | Проявления в поведении школьников |
1. Переживания жизненного смысла, сопровождаемые ощущениями приятного или неприятного, интереса, | эмоции | А. Непосредственно и откровенно выражают свои переживания радости, интереса, удивления, страдания, гнева, отвращения, стыда, страха. | |
2. Быстро овладевают человеком, бурно протекают, торможение в этот момент не работает, оно нарастает в коре больших полушарий. Нарушается волевой контроль и состояние сопровождается двигательными проявлениями (крик, хохот и др.) | аффекты | Б. Готовность к аффекту страха - в процессе учебной деятельности это ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в себе, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье. | |
3. Общее состояние на время, относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние. Отражается в деятельности и поведении. | настроение | В. Большая эмоциональная неустойчивость. Частая смена настроений. На общем фоне жизнерадостности, бодрости, беззаботности, есть склонность к кратковременным и бурным аффектам. | |
4. Состояние человека вызванное переживанием крушения надежд, веры, непреодолимости ситуации возникающее при неудачах. | фрустрация, | Г. Глубоко переживают даже незначительные неуспехи в деятельности, в общении. Если учитель, одноклассники или родители дают негативную оценку неуспехов. | |
5. Состояние возникает в экстренных ситуациях, при перегрузке нервной системы. Это состояние перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека, но такое перенапряжение не бесследно для психики. | стрессовые состояния. | Д. Сильные пиковые или слабые, но длительные негативные переживания, которые может испытывать ребенок в этом возрасте в школе или дома ведут к негативным устойчивым образованиям личности. |