Особенности развития мышления младшего школьника

Задание 37. Педагогические ситуации.Определите возрастные особенности развития мышления младшего школьника, используйте ключ к ответу.

Ключевые формулировки: 1. Трудности обобщения и абстрагирования. 2. Трудности образования общих понятий. 3. Трудности абстрагирования. 4. Трудности обобщения. 5. Трудности осознания общего смысла. 6. Трудность выделения главного, существенного. 7. Изменение формы при, том же количестве. 8. Не умение видеть причинно-следственные связи. 9. Трудности в осознании ненужного.

1. Вспомните сценку из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»:

- «У вас в кармане два яблока.

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, ни одного …

- Предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два.

- Подумайте хорошенько…».

2. Ребенок без труда усваивает ряд слов: «стол», «стул», «шкаф», «этажерка», «диван». Такой ряд слов он мог бы увеличивать сколько угодно. Но он оказывается не в состоянии усваивать в качестве шестого слова слово «мебель». Т. К. способность к формированию понятий, т.е. выделению общих свойств предметов и явлений развивается в обучении. Причина этих затруднений – в непонимании того, какие же именно слова являются обобщающими.

3. При изучении грамматики детям бывает трудно отвлечься от реального значения слов, когда нужно определить слово как часть речи. Ученики младших классов нередко называют глаголами такие слова как «бег», «хождение», «пение», т.к. эти слова обозначают действие, и, наоборот, не считают глаголами слова «лежать», «спать», «молчать», так как эти слова никакого действия не обозначают.

4. У Вити Малеева никак не получалась заданная на дом задача. Папа сказал, что раз задачу задали на дом, значит, такую же должны были объяснять в школе. Витя уверял, что такой задачи в школе не объясняли. Папа заглянул в Витину тетрадь.

«-Ну вот, а ты еще на учительницу наговариваешь! Это ведь такая же задача!

-Где же, говорю, - такая? Там про плотников и дома, а здесь про каких-то жестянщиков, которые делали ведра?».

5. Дети не осознают, как однокоренные слова «часы» и «часовой», «жарко» и «жаркое» и другие подобные слова являются родственными словами, т.к. их смысл - совершенно разный.

6. Младшим школьника краткий пересказ дается гораздо труднее, чем подробный. Они часто пропускают существенные смысловые моменты или рассказывают все до мелких подробностей, слово в слово.

7. Ребенок дает правильный ответ, а затем встает в тупик при проверке ответа по учебнику, если в учебнике та же мысль была выражена другими словами.

8. Ученики допускают ошибку в игре «Четвертый лишний»: море, морить, моряк, морской. Или: аллея, металл, артиллерия, кавалерия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: