Задание 38. Заполните таблицу. Впишите понятия в соответствии с его содержанием.Укажите примеры учебных заданий, которые будут способствовать развитию указанных возрастных особенностей мыслительных операций.
В психологии выделяют следующие операции мышления: обобщение, сравнение, синтез, классификация (систематизация), абстрагирование, анализ, конкретизация.
Таблица 29
Понятие | Содержание понятия | Возрастные особенности | Примеры учебных заданий |
1. | Мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. Помогает выделить самое существенное, самое необходимое. | Преобладает практически действенный и чувственный анализ; развитие анализа происходит от чувственного к комплексному и системному. | |
2. | Мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. | Развитие идет от простого суммирующего к сложному широкому синтезу; развитие синтеза идет значительно медленней, чем развитие анализа. | |
3. | Мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. | Подмена сравнения простым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом – о другом; большие затруднения у детей вызывает сравнение предметов, которыми невозможно непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты. | |
4. | Мыслительная операция, объединения предметов и явлений по общим и существенным признакам. Осуществляется на двух уровнях: 1) элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам; 2) более высокий уровень, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. | Замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное. | |
5. | Мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений. Человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. | За существенные признаки порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки; легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними. | |
6. | Мыслительная операция группировки объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. | Развитию этой операции способствует развитие целостности и структурности восприятия. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. | |
7. | Мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. | Умение выделять существенное способствует формированию другого умения – отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного. |
|
|
|
|