Возрастные особенности развития мышления младшего школьного возраста

Задание 38. Заполните таблицу. Впишите понятия в соответствии с его содержанием.Укажите примеры учебных заданий, которые будут способствовать развитию указанных возрастных особенностей мыслительных операций.

В психологии выделяют следующие операции мышления: обобщение, сравнение, синтез, классификация (систематизация), абстрагирование, анализ, конкретизация.

Таблица 29

Понятие Содержание понятия Возрастные особенности Примеры учебных заданий
1. Мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. Помогает выделить самое существенное, самое необходимое. Преобладает практически действенный и чувственный анализ; развитие анализа происходит от чувственного к комплексному и системному.  
2. Мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Развитие идет от простого суммирующего к сложному широкому синтезу; развитие синтеза идет значительно медленней, чем развитие анализа.  
3. Мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Подмена сравнения простым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом – о другом; большие затруднения у детей вызывает сравнение предметов, которыми невозможно непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты.  
4. Мыслительная операция, объединения предметов и явлений по общим и существенным признакам. Осуществляется на двух уровнях: 1) элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам; 2) более высокий уровень, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. Замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное.  
5. Мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений. Человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. За существенные признаки порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки; легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними.  
6. Мыслительная операция группировки объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. Развитию этой операции способствует развитие целостности и структурности восприятия. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом.  
7. Мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения – отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: