Чувства в зале и на сцене

Степень подлинности сценических чувств и их отличие от жизненных обсуждалась деятелями театра на протяжении всей его истории Уже возникала эта. проблема и на страницах настоящей книги. Настало время подвести итоги.

Есть много общего между чувствами, возникающими у актера в процессе его действий в образе, и переживаниями зрителя, сидящего в зале. Те и другие чувства эстетического характера, и это во многом определяет их специфику. Зритель приходит в театр со своим личным опытом, своими установками, вкусами и пристрастиями. Его отношение к происходящему на сцене в значительной мере определяется теми оценками, которые выработаны в его социальном опыте, в ходе общения' с другими людьми.

Эстетическое чувство - высшая форма человеческих чувств - отличается от биологических эмоций тем, что возникает в связи с переживанием человеком его отношений к социальным явлениям действи-

-123-

тельности. Оно формируется на высоком уровне развития сознания, опосредуется разумом, включает в себя активное отношение к изображаемому. Именно поэтому сценическое чувство и эстетическая ответная реакция зрителя относятся к числу "умных" чувств. Благодаря тонкости и многообразию оценок явлений жизни и искусства они тоже богаты оттенками и полутонами.

Чувство, испытываемое актером в ходе спектакля, становится явлением эстетического порядка, когда его осознанность сочетается с гуманистическим началом, когда ужасное становится трагически возвышенным, печаль делается светлой, а сметное позволяет изменить позицию, посмотреть на явление с иной, точки зрения, как бы подняться над ним, и тем самым овладеть обстоятельствами.

Образ, моделируемый художником, эмоционально переживается им с силой, почти равной его эмоциональным откликам на живую жизнь. Актер способен управлять образами творческого воображения, подчинять их художественному замыслу. Дисциплина воображения - признак высокой профессиональной культуры. Творческой воле актера в той же мере подвластны и чувства актера в образе. Именно этим сценическое переживание отличается от житейского переживания, которое возникает непроизвольно, и охватывает человека помимо его желаний. Актер владеет чувствами своего героя. Система Станиславского вооружила его способами вызвать соответствующее логике развития образа переживание. Главный из них - метод физических действий. С его помощью актер как бы извлекает из своей души чувства, в соответствии с эстетикой представления. Актер может полностью отдаться сценическому переживанию, но он все-таки ощущает себя при этом подобно инструменту и соотносит свое поведение со сверхзадачей роли и спектакля.

-124-

Таким образом, субъект сценического переживания раздвоен: "я" существует в сложном диалектическом двуединстве личные переживания актера уходят в процессе игры на второй план, но актер испытывает чувство творческой радости, когда роль удается и возникает таинственное контактное взаимодействие со зрительным залом. Михаил Чехов заметил, что его исполнение роли бывало отмечено особым подъемом, если до спектакля ему удавалось вызвать у себя чувство любви к сегодняшнему зрителю, чувство ответственности перед теми, кто именно сегодня заполнил зрительный зал[144].

Сценическое чувство особенно выразительно. Оно сжато по времени до сравнению со сходной жизненной эмоцией, подчинено законам условности. Выразительные движения - мимика, пластика, интонация - являются необходимым компонентом всякой:эмоциональной реакции. По словам психолога С.М.Рубинштейна, эмоция, как всякие действие, не исчерпывается внешней стороной, а имеет внутреннее содержание. Выражая отношение человека к окружающему, действие является внешней формой существования внутреннего духовного содержания личности. Точно так же и выразительные движения не просто лишь сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования и проявления.

Выразительное движение не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь в него, одновременно его и формирует. Подобным образом, формулируя свою мысль, мы тем самым формируем ее. Мы формируем наше чувство, выражая его.

Как это имеет место в игре актера, выразительные движения создают образ действующего лица, раскрывая внутреннее содержание во внешнем действии. С.Л.Рубинштейн считает актерское творчество

-125-

удобной моделью для изучения выразительного движения. Подлинная сущность его выступает в театре особенно отчетливо. Через выразительность своих движений и действий актер не только раскрывает чувства своего героя, но, действуя на сцене, начинает ими жить и переживать.

Если актер в процессе игры последовательно воссоздает образ другого человека, зритель начинает воспринимать его как живое лицо, идентифицировать себя с ним и сопереживать ему. Актерское искусство апеллирует при этом к активной работе воображения зрителя. Оно предполагает размышление, оценку, сопоставление. Раневская плачет, а зритель испытывает противоречивые чувства, Ламме серьезен, а зритель смеется, Дон Кихот смешон и трагичен одновременно. Волнует произведение, где внешнее проявление чувства героя соответствует обстоятельствам, его вызвавшим. Если чувства скупы, а обстоятельства, их вызвавшие, драматичны, спектакль способен тем не менее взволновать зрителя. Следовательно, отождествление себя с персонажем и осмысление обстоятельств, в которых тот находится, способно вызвать сильное и длительное эстетическое переживание в зале. Через пятьдесят лет после премьеры "Дней Турбиных" во МХАТ лица людей, видевших спектакль, озаряются счастливой улыбкой. Эстетическое переживание стало сокровенным фактом их биографии.

Ценность зрительского переживания состоит в том, что оно, как и всякая другая эстетическая эмоция, вырабатывает гуманистическое отношение к действительности, будит высшие нравственные чувства. Человечество погибнет без таких переживаний, хотя отдельная личность может без них прекрасно обойтись.

Человек в процессе восприятия сценических образов мысленно проигрывает самые разные социальные роли. Так усваиваются с помощью

-126-

театрального искусства представления о жизни, новые социальные установки, вырабатывается система отношений к действительности. Работа интеллекта идет рука об руку с чувством, которое его одухотворяет и направляет. Сама мысль хорошего спектакля эмоциональна и потому понятна всем. Именно через эмоцию она и проникает в сердца других людей, хотя субъективна в своем источнике - рождена сердцем артиста, выношена им, добыта его индивидуальным опытом.

Через сценическое переживание зритель приобщается к культуре, достоянию общественной практики разных времен, разных народов. В театрах разных эпох, в далеких друг от друга странах люди усваивают с помощью искусства важнейшие идеи своего времени.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: